Перуджа - столица УмбрииПеруджа находится на плато, приподнятом на 500 м над долиной Тибра. Плато относительно ровное (хотя, конечно, тоже перекошеное и обрывистое по краям), поэтому в центре нет таких крутых улиц, как в соседнем Ассизи. Попадание в исторический центр Перуджи весьма нетривиально. Первый эскалатор вас поднимает в темное (точней, слабо освещенное) замкнутое пространство – некое подобие казематов, с высокими стенами из грубого камня и узкими проходами. Это жутковатое пространство - остатки крепости Рокка Паолина. Крепость была возведено по приказу папы Павла III-го на фундаментах и стенах строений, принадлежавших некогда мощному местному клану Бальони. Таким образом папа хотел обозначить, что растоптал это осиное гнездо, стерев его с лица земли. Среди этих зловещих стен вы проходите до второго эскалатора, который и доставляет вас на свет божий, а именно – на площадь Италии. История Перуджи поражает своей жестокостью и вероломством. Можно сказать, город просто умыт кровью. Даже кафедральный собор пришлось освящать вторично, поскольку правители города Бальони с некоторого времени стали его использовать для собственных нужд - в качестве крепости. В соборе произошла кровавая бойня, после которой его отмывали вином. Издревле любимой забавой местных жителей были т.н. «Битвы камней» - метание булыжников друг в друга, нередко завершавшихся смертельным исходом нескольких участников мероприятия. В этих битвах вполне выразился характер перуджинцев: драчливый, непокорный, кровожадный, который и предопределил такую сложную и страшную судьбу города. Они все время с кем-то сражались: с папами и императорами – отстаивая независимость города (четыре папы нашли свою смерть в Перудже). Внутри города велась борьба за власть между местными кланами Одди и Бальони, - изощренно жестокими и подлыми средствами. Горожан ради потехи скармливали медведям, жгли дома, женились на сестрах, очередной мертвец на улицах города был привычным делом. В этой непримиримой битве выиграли подлейшие – Бальони. А когда побежденные Одди были изгнаны из города (в 1488 году), Бальони передрались между собой. В июле 1500-го произошла «Кровавая свадьба», когда один из Бальони был убит своим братом в первую брачную ночь. У жениха вырвали сердце. После этого события Бальони устроили очередную резню, где уже вырезали членов своей семьи из противоположного лагеря. Поубивали изрядно, в том числе убийцу жениха, Грифонетто. Безутешная мать, Аталанта Бальони, заказала Рафаэлю картину в память о сыне «Снятие с креста», которую тот и написал, изобразив злодея-братоубийцу Грифонетто Бальони в образе Христа. Терпение папы закончилось, когда Ридальфо Бальони убил папского наместника и сжег его резиденцию. Для города Перуджи взвинтили налог на соль, жители восстали, восстание ("Соляная война") было жестоко подавлено папскими войсками, а одиозное семейство Бальони отправлено в ссылку. Папа Павел III-й постарался стереть с лица города всякое напоминание о злосчастном клане. На месте той части города, где размещались многочисленные строения семьи Бальони (дома, башни, монастыри, больница), он велел построить огромную крепость, которая и была за три года выстроена поверх прежних зданий. Получилось фантастическое сооружение, вобравшее в себя фундаменты и стены ранее выстроенных зданий и, словно чехлом, их накрывшее. Крепость Рокка Паолина просуществовала до середины 19 века, тихо ненавидимая перуджанцами как символ их поражения и позора. В 1848 году городской совет принял решение о сносе крепости, и первый символический удар киркой нанес глава городского совета Бенедетто Бальони. На данный момент от крепости остался один бастион, но и его внутренние пространства весьма внушительны. Там же находится музей крепости. Итак, эскалатор поднял нас наверх, на площадь Италии. От подножия плато до самого горизонта простиралась волнистая зеленая долина, переходящая вдалеке в пологие сиреневые горы. На площади стоял памятник Пьетро Ваннучи, местному художнику, больше известному под именем Перуджино. Его именем названа главная городская улица Corso Vannucci , по которой мы дошли до главной городской площади 4 Ноября. На ней расположены Дворец Приоров, Большой фонтан и кафедральный собор Сан-Лоренцо. Дворец Приоров Площадь 4 Ноября - главная городская площадь. Вид на Большой фонтан и Дворец Приоров Двухярусный Большой фонтан (Fontana Maggiore, 1278) исключительно красив и интересен. 12-тиугольные чаши помещены одна над другой. На верхней – 24 скульптуры, на нижней – 24 барельефа. К нему обращен примечательный торец Дворца Приоров: к смещенному влево порталу концентрическими полукружиями поднимается лестница, а вправо от нее отходит галерея. Над порталом на приступочках помещены символы Перуджи: грифон и лев, держащие цепи от городских ворот Сиены – память о победе над Сиеной в 1358 году. Главный фасад Дворца выходит на корсо Ваннучи. На третьем этаже Дворца размещена Национальная галерея Умбрии. Еще в нем находится Благородная денежная коллегия, один из залов которой расписал Перуджино. Собор Сан-Лоренцо выглядит недостроенной коробкой. Я бы никогда не подумала, что это низкое прямоугольное здание – главный городской собор. Снизу он облицован бело-розовым мрамором: розовые ромбы с узорчатыми краями на белом фоне. Слева у входа – благословляющий входящих бронзовый папа Юлий III . Хоть перуджинцы к папам не благоволили, этому были благодарны за предоставление некоторых свобод. Справа от входа – прелестная маленькая кафедра, с нее когда-то проповедовал Бернардин Сиенский. Главная реликвия собора – обручальное кольцо Девы Марии. Говорят, его камень меняет цвет в зависимости от того, кто взял его в руки. Но проверить это вряд ли удастся – хранится он за семью печатями. Лишь дважды в год его выставляют на всеобщее обозрение. На одной из колонн собора – чудесное изображение Девы Марии ( Madonna della Grazie ). Главный вход в собор выходит на площадь Данте Выйдя из собора, мы отправились гулять по городу, который просто поразил нас своими огромными арками – наследием этрусской архитектуры. Арки, перекинутые над улицами на уровне 3-4 этажа, сопровождались неожиданными переходами и резкими поворотами. На самой арке часто было помещено жилое помещение, этакий летающий домик, иногда с балкончиком или цветником. Как романтично, должно быть, жить на этрусской арке! Самое потрясающее сооружение, оставшееся от этрусков, - Арка Этрусков ( IV до н.э.), грандиозное сооружение на северо-восточной окраине города. Надстроенная сверху лоджия кажется легковесной, прямо-таки картонной на фоне этой мощи. Мост, построенный поверх древнего акведука Какое-то время мы шли вдоль северной окраины города, хаотично застроенной домами в желто-охристой гамме, по древнему акведуку и вскоре снова оказались на тесных улицах старинного города среди многочисленных арок. Прошли мимо барочного собора святого Филиппа Нери. За границами древнего города, сразу за этрусскими крепостными стенами на северо-западной окраине находится пустынная площадь святого Франциска. Площадь покрыта зеленой травой, на ней фактически два здания. Массивная, без прикрас, церковь Сан-Франческо-ал-Прато без труда затмевается своей маленькой соседкой – капеллой (ораторием) святого Бернардина. Капелла чудо как хороша, это просто драгоценная шкатулка! какой дивный, нежнейших оттенков розово-голубой фасад с терракотовыми скульптурами! Внутри – беленые стены. В центре у алтаря – саркофаг блаженного Эгидия. "Мадонна милосердия" Названа капелла в честь Бернардина Сиенского. Этот францисканский монах был выдающимся проповедником, в течение 30 лет своей подвижнической жизни он исходил всю Италию, проповеди его могли продолжаться по 4 часа, и народ слушал их, затаив дыхание. В какой-то момент церковь его обвинила в ереси, но он так убедительно выступил перед папой, что был оправдан. В современном католическом мире он считается покровителем рекламы. Собственно, площадь Сан-Франческо и стена древнего города После экскурсии по городу мы пошли в Национальную галерею Умбрии. Великолепный музей: «Перуджинский алтарь» фра Беато Анджелико, Гоцолли, Пинтурикьо и проч. Перуджино посвящены отдельные залы. И обратно – по корсо Ваннучи, мимо конного памятника Витторио-Эмануэля на площадь Италии. Эскалатор опускает нас в недра мрачной Рокка Паолина, и вскоре мы уже в нижнем городе - бросаем последний взгляд на могучие стены. Прощай, прекрасная и ужасная Перуджа! |