УрбиноПеруджа была последним умбрийским городом на нашем пути. Мы взяли курс на северо-восток. Уютные холмы Умбрии сменились Аппенинами. Автобус поднимался все выше. Вокруг теснились горы. Скалы чередовались с зелеными, покрытыми молодой порослью склонами. Преодолев перевал, мы спустились в долину. Умбрия сменилась провинцией Марке, и вскоре мы уже высаживались перед крепостными воротами Урбино. Урбино – городок совсем невеликий, устроенный на двух соседних холмах, обнесенных общей стеной. Но вид имеет самый воинственный (как и положено любому средневековому городу): и городские стены, и крепость Альборноса на одном холме, и крепостеподобный дворец герцога на другом – выглядят грозно и неприступно. От ворот Валбона по улице Мазини мы дошли по площади Республики, расположенной как раз в ложбинке между двух холмов. На площади соседствуют Коллегия Рафаэля и церковь Сан-Франческо с колокольней и массивным арочным порталом. Церковь Сан-Франческо От площади улицы расходятся в противоположные стороны и лезут вверх. Мы пошли на левый холм – на него поднималась улица Рафаэля, которая и для пешехода весьма крута - так по ней еще ездят и машины! На этой улице находится дом-музей Рафаэля Санти, в котором художник родился и провел детские годы. Был он единственным и любимым ребенком в семье, отец его служил при дворе герцога в качестве художника и поэта. В 17 лет Рафаэль из Урбино переехал в Перуджу, поступив в ученики к Перуджино. Напротив его дома – портал бывшей больницы Оспедале дела Мизеркордиа в виде трехарочной лоджии. На вершине холма за пределами городских стен (расстояния в Урбино крошечные: буквально, мы только вошли в одни ворота и вскоре вышли из других) в зеленом сквере стоит памятник Рафаэлю. Вдоль аллеи среди деревьев выстроились бюсты других художников, в том числе и Джованни Санти, его отца. Вид от сквера в долину Пройдя вдоль крепостных стен, мы дошли до следующих ворот и, поднявшись наверх, оказались у подножья крепости Альборноса. На обширной зеленой площадке под стенами крепости расположились многочисленные компании - загорающие, гуляющие, играющие в мяч. Со склона открывался замечательный вид на город. Урбино представал очень цельным, единым ансамблем, сплоченным вокруг могучего Герцогского даорца и Дуомо. Мысли о том, каким должен быть идеальный город, занимали людей со времен Платона (который изложил свое видение идеального города в трактате «О государстве»). С тех пор на эту тему теоретики строили теории, утописты фантазировали, а практики пытались воплотить эти теории и утопии на подвластных им пространствах. Примеров попыток построения идеального города множество. Одну из таких попыток предпринял герцог Федерико Монтефельтро. Город Урбино достался ему во владение не вполне по праву – только после смерти своего сводного брата, младшего, но законного сына герцого Монтефельтро (сам Федерико был внебрачным ребенком). Но именно он остался в истории города как правитель, при котором Урбино преобразился и расцвел. Достойный и благородный человек, он правил Урбино 38 лет и оставил о себе самую добрую память. Был талантливым и успешным полководцем, неравнодушным к проблемам простых солдат: заботился о семьях погибших, девочкам погибших солдат выделял приданое. Проявлял внимание к нуждам простых людей, запросто ходил по городу, разговаривал с народом, выслушивал жалобы и просьбы, старался разрешать споры по всей справедливости. За время своего мудрого правления он изменил облик города, желая создать на этих холмах идеальный город, выстроить грандиозный замок-город. Этот замок-город, Герцогский дворец, строился почти 30 лет. В город были привлечены лучшие художественные силы, в том числе Леон Батиста Альберти, один из теоретиков и практиков идеального города, автор трактата «О зодчестве», художник Пьетро делла Франческа, архитекторы Лучано Лаурано и Браманте. Значение Монтефельтро в жизни Урбино сравнимо со значение Лоренцо Медичи для Флоренции. При нем науки и искусства получили самую активную поддержку. Сам Федерико был страстным коллекционером, собирал древние книги, античность, музыкальные инструменты, картины. Когда в 1626 году Урбино был насильственно присоединен к Папской области, многочисленные сокровища Герцогского дворца перетекли в Ватиканские музеи. Остатки выгребли наполеоновские воины, захватившие Урбино в 1808 году. После крепости мы опять спустились до площади Республики и пошли уже на другой холм, оказавшийся более пологим. Фактический центр города – площадь герцога Федерико, незаметно переходящая в площадь Ринашименто – эти две площади разделены египетским обелиском. Там стоит величественный Дуомо, а рядом с ним – Герцогский дворец, и напротив него – собор Сан-Доменико. Дуомо Внутренний двор Герцогского дворца Сначала мы зашли в высокий барочный Дуомо, потом перешли в Герцогский дворец, точнее, в ту его часть, которую в данный момент занимает Национальная галерея Марке. Собрание этого музея после галереи Умбрии в Перудже выглядело бедновато, мы были разочарованы. Всего одна маленькая картина Рафаэля – « La Muta» («Немая»): мы думали, что в родном городе он представлен шире. Папские и наполеоновские «ценители прекрасного» постарались на славу. Египетский обелиск на границе площадей Федерико и Ринашименто и церковь Сан-Доменико Купол в церкови Сан-Доменико Вид на Дуомо от церкви Сан-Доменико Одна из пяти скульптур Дуомо - Иоанн Златоуст Уже подходя к крепостным воротам, обнаружили, что на крепостную стену можно подняться и пройти по ней. С крепостной стены Герцогский дворец открывается с другого ракурса. Отлично виден «Башенный фасад» - шедевр архитектора Лаурана, а также башня, по которой могли подниматься в замок конные повозки. "Башенный фасад" Лаурана и башня для заезда карет
РиминиПокинув Урбино – прообраз идеального города Федерико Монтефельтро, мы направились дальше и ближе к вечеру прибыли в Римини. В этом городе многие у нас уже бывали прежде. Высадившись возле замка Сиджизмондо, мы прошли на площадь Кавур, где по одной стороне площади выстроились три палаццо: Гарампи, Аренго и Подеста – весьма похожие друг на друга, а на другой стороне расположился длинный Рыбный рынок. Замка Сиджизмондо Фонтан «Шишка» на площади Кавур В центре площади – памятник папе Павлу V -му, за ним – Театро Комунале. Палаццо Аренго Рыбный рынок Буквально в 2-х шагах отсюда – еще одна площадь, Тре-Мартире, с часовой башней и невысоким 8-миугольным древним храмом Сан-Антонио. На углу у стены стоит бронзовый памятник Цезарю, который на этой площади объявил своему войску, что жребий брошен, и надо перейти Рубикон (Рубикон – река в окрестностях Римини). Закончили мы нашу прогулку по историческому центра церковью Сан-Франческо (храмом Малатесты), построенным (точнее, перестроенным из ранее возведенной францисканской церкви) знаменитым Альберти. Храм недостроен, даже фасад не облицован до конца – не хватило денег. Справа от входа находится саркофаг правителя города Сиджизмондо Малатесты и его жены. На фреске Пьетро дела Франческа изображен сам Малатеста со святым Сигизмундом. От старой церкви сохранилось распятие, выполненное Джотто. Отель наш располагался на первой линии, и мы, заселившись, успели до ужина помочить ножки в море. Вечером мы сидели на лоджии, попивали винцо, дышали морским воздухом. На соседнем балконе появилась девушка из нашей группы и сказала, что после ужина половина нашей группы ходила на пляж и некоторые даже искупались. Ночью я проснулась с отчетливым ощущением, что все вокруг трясется. Во всяком случае, кровать ощутимо подрагивала. Неужели землетрясение? Вокруг все грохотало, по лоджии летали пластмассовые стулья – просто светопреставление какое-то. Но все оказалось не так страшно. Под утро все стихло, и потихоньку опять вылезло солнце. Подивилось на многочисленные лужи, появившиеся за время недолгого его отсутствия, и принялось их подсушивать. Это был единственный ливень за нашу поездку, невиданной ураганной силы, но благополучно закончившийся. Больше нас дожди не беспокоили. |