Пекин, Храм Неба, ламаистский храм Юнхэгун, храм КонфуцияПрограмма 3-го дня тура: Храм Неба, ламаистский храм Юнхэгун, центр тибетской медицины, китайский цирк.Храм НебаНа плакате при входе в Храм Неба написано: «Общая площадь храма – 273 га». Но не надо пугаться и воображать некое исполинское сооружение. Храм Неба – это не одно здание, это огромный парк с тремя основными культовыми сооружениями, выстроенными по оси север-юг: Храмом Молений об Урожае, Храмом Небесного Свода и Алтарем Неба. Эти три храма расположены на возвышениях на некотором расстоянии друг от друга. Все они имеют цилиндрическую форму. Круг – это символ неба, квадрат – символ земли. Храм Неба олицетворяет собой соединение земного и небесного. Территория храмового комплекса с юга прямоугольной формы, с севера – полукруглой. В Храме Неба император приносил жертвы и молился о хорошем урожае. Происходило это в день зимнего солнцестояния, а также в начале весны и в начале лета. Многочисленная процессия выдвигалась из Запретного города и сопровождала императора до Храма Неба, где он в течение трех дней молился и постился, а затем на алтаре приносил жертвы. Китайские ритуалы изощренны и затейливы, при династии Мин было даже Министерство церемоний, занимавшееся устройством праздников и церемоний по всем законом космогонии, нумерологии, одним словом, фен-шуй. Итак, солнечным утром мы прошли в ворота Храма Неба и оказались на длинной, широкой парковой аллее, заполненной многочисленными группами китайских пенсионеров. Кто-то вслед за инструктором повторял замысловатые гимнастические упражнения, кто-то играл в бадминтон, пинал ногой мячик или шайбу с разноцветными перьями, кто-то занимался бальными танцами. Женщины, конечно, преобладали, но не так кардинально, как это всегда бывает у нас. Я даже засмотрелась на пожилые пары, кружащиеся в вальсе – трогательное зрелище. Но больше всего меня заинтересовала шайба с перьями, которую игроки, вставши в круг, ловко перебрасывали ногами. При первой же возможности, тут же в парке, я ее купила, и мы тоже организовали кружок, попытались подкидывать эту штуку, но, кроме смеха, ничего не вышло. Ворота Храма НебаВ парке Храма Неба китайские пенсионеры с удовольствием проводят свой досугШирокая аллея привела нас к легким мраморным аркам-воротам, пройдя через которые, мы оказались возле Алтаря Неба. Это трехступенчатое возвышение круглой формы, каждая ступень которого по контуру обнесена мраморной оградой. В центре круга – круглый камень, на котором прежде молился император и с которого теперь к небесам обращаются туристы. В очередь на сакральный камень стояло несколько человек. Одна из дам оккупировала его на долгое время, воздела руки к небу и посылала наверх свои просьбы. Остальные стояли ждали. Наконец дама освободила место и с громкими восклицаниями совершила несколько кругов вдоль ограды. Мы тоже постояли на круглом камне. Следующий храм – Небесного Свода - располагался неподалеку от Алтаря. Это – цилиндрическое здание с изогнутой крышей, покрытой синей черепицей. Внутри – очень красивый резной купол. Вокруг храма – Стена Эха. Храм Небесного СводаВыйдя за ворота, мы некоторое время шли по парку, в котором под сенью кипарисов и можжевельников под нежарким мартовским солнышком разминались пенсионеры. Очень приятно было смотреть на этих жизнерадостных людей, не сидящих поодиночке у телевизоров, а собравшихся вместе и занятых общим делом. Можно было присоединиться к любой группе и вместе с остальными делать зарядку или танцевальные па. А кто-то занимался по своей программе, делал свою гимнастику, растяжки. Пройдя еще немного, мы были привлечены звуками многоголосового хора, а, подойдя ближе, увидели большую толпу. В центре толпы на возвышении стоял дирижер и руководил пением. Все пели очень слаженно и воодушевленно. Преобладали мужские голоса. Здесь же можно было взять ноты и слова и – если песня незнакома тебе - и подпевать. Так постепенно дошли мы до последнего храма – Молений об урожае, видимо, основного, поскольку находился он в отдалении за отдельными высокими вратами и формально представлял собой объединение первых двух храмов: трехступенчатого возвышения и цилиндрического здания на нем, только крыш у него было не одна, а три. Это - высокое торжественное сооружение с черепицей синего цвета. Храм Молений об Урожае - самое грандиозное сооружение Храма НебаВправо от храма уходила длинная, пестро расписанная, крытая галерея, подобно той, что мы видели в Летнем дворце. Галерея тоже была занята пенсионерами, которые с азартом резались в карты. Можно только радоваться за местных пенсионеров. Как легко им избежать одиночества – вышел из дома, пришел в парк, где обнаружил множество подобных себе. Хочешь – танцуй, хочешь – пой, хочешь – играй в карты. Или просто сиди рядом, наблюдай за игрой, участвуй в общем процессе. Одну из галерей Храма Неба оккупировали картежникиКитайцы вообще очень социальные существа. Вечерами в домах – темные окна, потому что все на улицах, все гуляют. Пенсионеры приходят в парки с утра, а вечером к ним присоединяются остальные слои общества. В общем, Храм Неба – место очень позитивное.
Ламаистский храм ЮнхэгунИз Храма Неба мы отправились во Дворец Гармонии и Справедливости, или ламаистский храм Юнхэгун. Дворец был построен для принца Юнчженя, который после восшествия на трон передал его ламаистскому монастырю. Ламаизм широко распространился на территории Китая после завоевания монголами Тибета и Китая, а монастырь Юнхэгун фактически стал центром тибетского буддизма на территории Китая. Центром не просто ламаизма, а одного из самых строгих его культов - культа Гэлуг, секты «желтых шапок». «Желтые шапки» ратовали за очищение буддизма и за строжайшую монашескую дисциплину, соблюдение всех обетов. Среди служителей культа не было мирян - только монахи, которые в течение 15-20 лет обучались в монастыре, последовательно проходя все стадии посвящения. Так, в Юнхэгуне одновременно проживало около 500 лам. Умиротворяющее название – Дворец Гармонии и Справедливости – обманчиво. Долгое время этого места добрые люди чурались, поскольку аж до 1930-го года в храме проводились жутковатые ритуалы «танцующего дьявола». Поговаривали, что здесь совершались человеческие жертвоприношения. Сейчас о страшном прошлом ничего не напоминает. Толпы туристов и верующих заполняют дворы и павильоны монастыря: туристы глазеют, верующие жгут свечи и бьют поклоны. От жертвенников поднимается чад, народ перетекает со двора на двор, и только в глубине павильонов застывшие фигуры Будд уединенно и отстраненно возвышаются над мирской суетой. К ламаистскому храму Юнхэгун ведет длинная аллеяВход в Юнхэгун охраняют лев и львица. Под лапой у льва - шар, у львицы - детёнышПавильоны и дворы ЮнхэгунНадпись на табличке - на четырех языках: тибетском, маньчжурском, монгольском и китайскомА вот еще какой котяра обнаружился в одном из павильонов!
Монастырь КонфуцияПосле Юнхэгуна мы отделелись от группы и пошли гулять сами, даже не поехали на плановый обед, поскольку хотели посмотреть конфуцианский монастырь, который находился как раз через дорогу, чуть в глубине хутуна. Хутуны в районе монастыря КонфуцияМонастырь Конфуция понравился несуетной своей атмосферой. Тишь, глушь, уединение. Народу – раз-два – и обчелся. Солнышко светит. Огромные можжевельники и древовидные лианы. На входе – ряды каменных табличек. Потом я прочла, что на них выбиты имена студентов, успешно сдавших экзамен в Императорской Академии и готовых к поступлению на государственную службу. Академия, к слову, находится через стену от монастыря и ее можно посетить по тому же входному билету, что и сам монастырь. В монастыре – три двора, отделенные один от другого воротами или павильонами на возвышении. Перед Воротами Великого Успеха стоит памятник КонфуциюСлева от входа - колокол, справа - барабан. На заднем дворе обнаружилась целая шеренга КонфуциевМонастырь Конфуция произвел очень приятное впечатление |