Пекин, Запретный город, парк Бейхай
На главную
Следующая

Пекин, Тяньаньмэнь, Запретный город, парк Бейхай

Вечерний вылет из Шереметьево, стремительно промелькнувшая ночь. Кажется - только закрыла глаза, а уже яркое солнце бьет в иллюминатор.

А внизу – бесконечные горы.

Приземляемся в Пекине

Снижаемся над Пекином

Приземлились, прошли все контроли.

На каждом этапе у нас был свой сопровождающий – подхватывал, помогал с прохождением, передавал следующему. Наконец мы перешли в руки нашего пекинского гида под названием Лёня. В каждом городе у нас был свой гид, который представлялся русским именем – для простоты обращения.

Сели в автобус и отправились в Пекин. От аэропорта до столицы – около часа езды.

Первые пекинские впечатления – широченные улицы, высоченные дома. Помимо типовых строений много зданий оригинальных, с претензией на архитектуру.

Пекин современный

Пекин запретный город парк Бейхай

Современная архитектура Пекина

Каналы в Пекине

Программа первого дня: ресторан пекинской утки, площадь Тяньаньмень, Запретный город Гугун, парк Бейхай и чайная церемония.

Пекинская утка не понравилась. В рисовый тончайший блинчик надо положить кусочки тонко нарезанной утки, добавить наструганный соломкой огурец и полить соусом. Завернуть и отправить в рот. Колготно и средневкусно.

Приехали на Тяньаньмень. Это - длинное прямоугольное пространство, которое начинается широкой старинной башней, или Передними Воротами, и упирается в ворота Запретного города. Здания по периметру площади – в духе советской помпезной архитектуры: мне сразу вспомнилось ВДНХ. Красоты – ни грамма. Хотя все выдержано в одном стиле.

Тяньаньмень - главная площадь Пекина

В центре – мавзолей Мао Дзе-дуна, напротив него – обелиск, памятник народным героям. Народа не слишком много. По прочитанным до поездки отзывам у меня сложилось впечатление, что в Пекине все время приходится проталкиваться через толпу китайцев. Отнюдь - людской поток не больше, чем в Москве.

Мавзолей Мао Дзедун на Тяньаньмень в Пекине

Мавзолей Мао с экспрессивными скульптурами по бокам

Площадь кончилась, через подземный переход мы вышли к воротам Запретного города.

Вот здесь, действительно, людей было больше, и не иностранных туристов, а китайцев. Как впоследствии оказалось, китайцы очень любят путешествовать по своей стране и основная масса туристов в Китае – сами китайцы.

Запретный город, или Гугун, в Пекине

Вход в Запретный город, или Гугун

По мосткам над каналом мы прошли первые ворота и оказались в первом дворе.

Запретный город выстроен в традиционной китайской манере: прямоугольное пространство разбито на дворы воротами или павильонами. Все строения – цвета терракоты с охристыми крышами.

По ребрам крыш – резные фигурки. Чем значительней персона владельца, тем больше фигурок.

Под крышами – расписные доски с геометрическими рисунками весёленькой расцветки, с преобладанием синего и золотого.

По этому принципу построены все китайские монастыри, в которых мы побывали.

После бессонной ночи у меня было какое-то невнятное состояние, и я никак не могла включиться в настоящее, пока на очередном дворе не увидела канал с белыми мраморными мостиками, а солнце как раз вышло из-за туч и скользнуло по воде. Мне вдруг почудилось, что я в Падуе, на Прато дела Валле, и словно искорка кольнула мой дремлющий мозг. Внутри щелкнул незримый тумблер, и я перешла в нормальное активное состояние.

Внутри Запретного города

Один из дворов Гугун

Итак, Запретный город. Череда дворов и павильонов, выщербленная брусчатка. Подъем к павильону, спуск с другой стороны. Медные пузатые типа-чайники и типа-котлы, черепахи, журавли, львы на входе. Народ, толпившийся на входе, как-то растекся по территории, и, в целом, не было ощущения толпы, как, скажем, в Риме при каждой достопримечательности.

Один из дворов Запретного города

Запретный город тянулся довольно долго, и каждый новый двор был похож на предыдущий. Я пыталась слушать гида Леню, но говорил он так невразумительно, что я оставила это занятие.

Русский язык Леня учил в Тамбове, где 6 лет обучался на филолога. Когда он начинал говорить по-русски, мне всякий раз представлялся человек, отважно бросившийся в бурную реку с целью ее перейти. Бурный поток увлекает его, но человек борется и неуклонно движется к противоположному берегу. Слушая Леню, я каждый раз с волнением ожидала, справится ли он с бурным потоком, доберется ли до берега.

Потом другие гиды-китайцы нам говорили, что и по-китайски он говорит не очень - «фефекты фикции».

В предпоследнем, кажется, дворе мы забежали в музей с императорскими предметами обихода, рисунками и драгоценностями.

Само жилище императора, открытое всем ветрам с кроватью посреди павильона вызвало в душе некоторую жалость. Как же они, поди, здесь мерзли! Кстати, кое-где на дворе лежал снежок, и было прохладно.

А на самых задворках попали в небольшой Императорский парк: можжевельники, кипарисы, павильоны, источенные водой дырявистые камни. В этом парке дозволялось гулять женам и наложницам императора: выйти за пределы Запретного города они не могли. Леня постарался провести нас через парк максимально быстро, говоря, что таких парков мы еще насмотримся.

Императорский парк в Запретном городе

Наконец – последние ворота, за которыми широкий канал, бывший крепостной ров. Канал опоясывает весь Запретный город.

Канал вдоль стен Запретного города

За каналом – высокий холм с пагодой на вершине, одна из лучших смотровых точек Пекина. Собственно, холм насыпали, когда рыли каналы вокруг Запретного города. Территория вокруг холма огорожена, это – парк Цзиншань.

Пекинские парки, как правило, платные (около 2 юаней, или 10 рублей) и работают только до 5-6-ти часов вечера.

Парк Цзиншань в Пекине

Парк Цзиншань, или Угольная гора, находится сразу за Запретным городом

Вдоль канала быстрым шагом идем в парк Бейхай, чтобы успеть до 5-ти. На осмотр парка у нас остается всего час.

Вход в парк Бейхай в Пекине

Вход в парк Бейхай

На входе – золотистая конструкция на красном постаменте, типа застывшего вечного огня.

Узкое озеро с плакучими ивами. Мост из белого камня, ведущий к холму. На вершине холма – белая ступа, или дагоба.

Мост через озеро в парке Бейхай

По живописной тропе мимо изъеденных водой и ветром камней поднимаемся к ступе.

Ступа на вершине холма в парке Бейхай

Ступа на вершине холма

Вид на Пекин

Видна только водная гладь и деревья вокруг озера, сам город тонет в дымке.

Озеро в парке Бейхай

Спускаемся на другую сторону озера, к павильону с красными тыквообразными фонарями. Красный фонарь – это примета общепита, места, где можно поесть: кафе, ресторан.

Вприпрыжку бежим к автобусу, не успев взглянуть на главную достопримечательность парка, находящуюся на другой стороне озера – Стену девяти драконов.

Леня нас везет на чайную церемонию. Рассаживаемся за два стола, каждому дают две маленькие чашечки: длинную узкую и низкую широкую.

Чайная церемония

Китайцы пьют зеленый чай. Заваривают чай не крутым кипятком, как это принято у нас, а водой температуры 85 градусов. Первую заварку безжалостно сливают, а потом уже заваривают по несколько раз. Свежезаваренный чай наливают в длинную чашечку, из нее опрокидывают в широкую. Из длинной чашки вдыхают тонкий аромат, потом пьют из широкой.

Больше всего мне понравился женьшеневый чай. У него какое-то замедленное воздействие на рецепторы вкуса. Сначала пьешь, а потом вдруг приходит необыкновенно приятное сладковатое послевкусие.

После чайного домика нас отвезли в отель. В этом отеле мы провели 3 ночи.

Наш отель в Пекине Radegast Lake View Hotel

Наш отель Radegast Lake View Hotel

Все отели в туре были 5-тизвездочные, современные и комфортные. Завтраки разнообразные и вкусные, большой ассортимент европейской пищи.

Пекин, 2 день

На следующее утро мы поехали на Великую Китайскую Стену. Меня удивило небольшое для такого города количество машин. Все-таки утро понедельника, самый час пик, а мы беспрепятственно едем по городу, хотя накануне Леня обещал показать пекинские пробки (мы еще в первый день недоумевали по поводу их отсутствия).

В Пекине, оказывается, существуют некоторые правила, регулирующие городской трафик. Например, по понедельникам не разрешено ездить машинам, номер которых оканчивается на цифры «1» и «6», по вторникам – на «2» и »7» и так далее. В запретные дни автовладельцы, не чинясь и не топыря пальцы, пользуются общественным транспортом, потому что знают, что сегодня они вынуждены ехать на автобусе или метро, зато завтра поедут без пробок на своем авто. К слову сказать, общественный транспорт дешев и работает, как часы.

Главным препятствием на нашем пути к Стене были не пробки, а торговые центры, куда Леня нас между делом завозил. Первым пунктом программы была жемчужная фабрика, следом за ней – нефритовая.

О китайских ремеслах

Во время нашего путешествия нас при каждой возможности норовили завести на какую-нибудь фабрику, в лучших традициях турецкого туризма. Справедливости ради надо сказать, что китайцы большие искусники и делают поразительные вещи, на грани невозможного. И в целях изучения страны, безусловно, полезно познакомиться с ремеслами, но, поскольку «отъедалось» время от основного объекта (Великой Стены, в данном случае), все это очень бесило.

Наши «отклонения» по всей поездке: в Пекине – чайный домик, жемчужная и нефритовая фабрики, фабрика перегородчатой эмали, центр тибетской медицины. В Сучжоу – шелковая фабрика.

На жемчужной фабрике в выложенных кафелем резервуарах лежали в воде ракушки. Работница взяла одну из них и предложила угадать, сколько жемчужин внутри. Названное число колебалось от 1 до 8. Работница вскрыла ножом раковину. В мокрой противной слизи лежало порядка 17 крупных жемчужин.

На фабрике жемчуга в Пекине

Потом мы прошли в зал с уже готовыми изделиями. Очень красивые ожерелья самых разных оттенков. Фигурки животных, покрытых жемчугом.

Поделки из жемчуга

К сожалению, в группе всегда найдутся два-три человека, которые жестоко зависают при каждой возможности. И гиды их не торопят, и вся группа их ждет, и время проходит в томлении у ворот фабрики.

Нефрит был сразу же после жемчуга, без передышки. Леня, однако, почувствовал наше настроение. «У нас что, Стена – по остаточному принципу?» - спросила я. С нефритом разобрались относительно быстро.

Резьба по камню, конечно, тончайшая. Поделки от мельчайших – до огромных панно и нефритовых фрегатов. И лошадки тебе, и тигры, и слоны. На слоновьей шкурке обозначена каждая складка. Капустный лист с волнистым краем – очень распространенный сувенир. В цветочных композициях прорезан каждый лепесток и листик. Целые композиции из разноцветных камней.

Поделки из нефрита

На нефритовой фабрике в Пекине

Тут же сидят мастера, вытачивают «шары счастья». На стенде показан все стадии изготовления таких шаров: из кубического куска нефрита в итоге получается 7 шаров, один внутри другого.

Мастер вытачивает "шар счастья" из куска нефрита

Но больше всего меня потряс процесс изготовления перегородчатой эмали (это было уже после Стены). Представьте себе: на медный кувшин наносится рисунок, а потом работница по контуру рисунка добавляет перегородку: пинцетом берет стружку металла и сажает на кувшин. Кропотливейшая работа. Потом образовавшиеся контуры заполняются эмалью разных цветов. Получаются изумительные вазы, блюда, картины, и понятно, за что такая цена.

На фабрике перегородчатой эмали

Процесс производства ваз с перегородчатой эмалью

Готовые изделия с перегородчатой эмалью

Я, просто остолбенев, некоторое время наблюдала, как женщина пластинку за пластинкой приклеивала к кувшину. Вот правда, даже плетение кружев на 20-ти коклюшках в Бельгии я перенесла спокойно, но здесь мне стало как-то не по себе. На что еще способны наши юго-восточные соседи?