Верона. Арки Скалигери, балкон Джульетты и прочие достопримечательностиВерона, ближайший к Альпам крупный итальянский город, - бывший северный форпост Римской империи, и, естественно, все завоеватели, переваливая через Альпы, неизбежно натыкались на Верону. Галлы, остготы, лангобарды, венгры - неисчислимые воинственные орды протекали через нее, словно приливы и отливы. Потом стихия схлынула, оставив для потомков чудесный древний город с памятниками разных эпох. В этой равнинной местности река Адидже делает крутую петлю, и на излучине не мог не возникнуть город, дополнивший полу-кольцо реки могучей крепостью и отгородившийся водой и камнем от вероятного и неизбежного врага. Мы въехали за городскую стену, массивную, протяженную, с зубцами по краю, и почти сразу же, едва выйдя из автобуса и немного пройдя вдоль стены, оказались перед огромным римским амфитеатром, или Ареной. Арена Тут же в сквере среди деревьев обнаружился фонтан и конный памятник Витторио-Эммануэлю II-му. Сквер засажен ливанскими кедрами и пиниями, газон "расписан" узорами из тюльпанов. На лавочках - досужая публика. Просторная, оживленная площадь Бра перед Ареной - одна из основных городских площадей. От площади Бра мы вышли к высоким трехъярусным и двухпролетным воротам Борсари (I-го в.н.э.), за которыми прежде начинался античный город. Через эти ворота проходила главная ось города - декуманус, сохранившаяся до наших дней. Сегодня эта ось, каждый кусочек которой имеет свое название, начинается от Порта Палио, проходит через исторический центр и около церкви святой Анастасии выходит на набережную Адидже. В центре города - связка трех великолепных площадей, перетекающих друг в друга: пьяцца Ербе, пьяцца деи Синьори и Арки Скалигери. Башня Ламберти на площади Трав (piazza Erbe) Вытянутая узкая пьяцца Ербе находится на месте римского форума. Внутреннее ее пространство заполнено палатками, по периметру - расписные фасады домов с галереями. Две высокие башни -Ламберти с мраморной беседкой наверху и строгая мрачная Гарделло с зубцами. Расписанный фресками фасад дворца Маццанти и фонтан богоматери Вероны. Башня Гарделло Дворец Маффеи на площади Трав С тяжеловесной Гарделло соседствует изящный дворец Маффеи - легкий и воздушный, с античными статуями по верхнему краю. Перед дворцом - колонна с крылатым львом, обозначающая принадлежность города к Венецианской республике. "Капитель" - место, где выставлялись отрубленные головы, а также трибуна для ораторов. По проходу с высокими арками мы перешли на площадь Синьоров, более официальную и чопорную, с памятником Данте в центре. Изгнанный из Флоренции Данте некоторое время жил в Вероне, пользуясь гостеприимством местных правителей Скалигеров. Резиденция Скалигеров - Дворец подеста - как бы замыкает площадь. Строгость его кирпичного фасада, с маленькими окнами и высокими зубцами по верхнему краю, смягчена красивым беломраморным порталом, арками на тонких колоннах и мраморным балкончиком на три окна. А примыкающая к нему Лоджия Совета с высокой галереей вообще кажется парящей. Лоджия Совета Памятник Данте Палаццо Коммуне Полосатый бежево-красный Дворец коммуны выходит одновременно на обе площади: Синьоров и Трав. В центре его - большой внутренний двор с широкой лестницей. Арки Скалигеров Сразу за площадью Синьоров - еще одна маленькая, но поразившая нас площадь с Арками Скалигеров. Это - знаменитое фамильное захоронение клана Скалигеров. Их саркофаги выполнены в виде остроконечных готических беседок и обнесены ажурной решеткой. Одно из самых нетривиальных и великолепных захоронений, виденных мною. Тут же - небольшая церковь Санта-Мария-Антика, внутри которой изначально хоронили местных синьоров. Дом Ромео После Арок Скалигеров мы как-то ненароком оказались возле "Дома Ромео". Внутрь не попали, но стена его мне живо напомнила стену московского Кремля - такая же краснокирпичная, мощная, с ощетинившимися зубьями. Миновали небольшой сквер с конным памятником Гарибальди - и вот уже входим во двор "Дома Джульетты". Высокие стены двора почти полностью покрыты плющём. Теснятся туристы - одна очередь на фотографирование со скульптурой Джульетты, другая - на балкон на втором этаже. Дом Джульетты со знаменитым балконом Пошла и я на балкон, по пути заглянув в просторные сумрачные покои старинного дома с камином и мебелью того времени. В доме Джульетты Львиные ворота Следующая достопримечательность - "Львиные ворота" (II в.д.н.э). Рядом с ними - небольшая археологическая зона: вскрыт фрагмент древних фундаментов. Раскопки "Задняя часть" церкви Сан-Фермо Мы оказались на набережной и от церкви Сан-Фермо пошли вдоль реки, огибая излучину. Новый мост Полноводная Адидже, казалось, чуть струилась. Проплыли две байдарки. На противоположном берегу выделялся живописный высокий холм с дворцом Сан-Пьетро, окруженным плотной стеной темных кипарисов. Ниже дворца расположились остатки древнеримского театра и археологический музей. Церковь святой Анастасии Выходящая на реку высокая краснокирпичная громадина с колокольней - церковь святой Анастасии - оказалась закрытой. Зато мы попали в Дуомо, который находится у самой излучины. Кафедральный собор с изящными башенками облицован белым камнем с кирпичными полосами по боку. Внутри - богат и великолепен. Дуомо Церковь Сан-Джорджо-ин-Брайда После собора мы продолжали двигаться вдоль реки. Миновали холм с круглой церковью Сан-Джорджо-ин-Брайда на другом берегу реки (район за рекой называется Веронетта). По нашей стороне была церковь святой Ефимии - строгий кирпичный фасад с белокаменным порталом и окном-розой. Мост Рисорджименто (Победы) Мост Скалигеров А впереди уже показался массивный трехпролетный мост Скалигеров и крепость Кастельвеккьо. Замок Кастельвеккьо Внутри крепости - внутренний двор. В музей мы опоздали. Триумфальная Арка Гави (I-го век) Вскоре мы стояли на площади Бра перед Ареной, замкнув, таким образом, круг по прекрасной Вероне. Покидая ее древние могучие стены, фактически мы покидали Италию. Остался последний бросок на север. Уже в темноте мы проезжали Альпы. Ночевали на альпийском перевале. |