Байройт, город Вильгемины и ВагнераИталия осталась позади, за альпийскими горами. Проснулись мы в горном отеле, удобном и добротном, каким и положено быть немецкому отелю. На стене холла было представлено разветвленное генеалогическое древо хозяев, а интерьеры были наполнены милыми уютными мелочами. Наш альпийский отель После завтрака мы высыпали на улицу. Маленькое горное селение в несколько домов имело свою церковь и небольшое кладбище при ней. Возле отеля висели щиты с картами местности для зимы и для лета. На зимней карте были нарисованы горнолыжные подъемники и трассы, на летней – маршруты горных прогулок. Наш автобус с трудом извернулся на теснейшей улочке возле отеля, мы забрались внутрь и помчались по горным склонам вниз, на север. Горы еще не скоро выпустили нас, мы катились и катились, пока не выкатились на равнину. Часам к 11-ти утра мы уже достигли Байройта. Высаживаемся на Луитпольдплац Лесница ведет в исторический центр города Года за три до нашего путешествия мне попалось на глаза описание этого тура. Все города звучали волшебно и манили, а Байройт меня добил окончательно. В молодости я увлекалась Вагнером, но название «Байройт» настолько нигде не звучало как туристический объект, что для меня он оставался как бы некоторой абстракцией, как некий город, где Вагнеру удалось воплотить свою мечту об идеальном театре. За три года, прошедшие от момента возникновения желания до его исполнения, желание потеряло свою пылкость. Если б оно было исполнено сразу, это было бы удовольствие совсем другого накала. Осуществленное на данном этапе жизни, оно стало просто очень познавательным времяпровождением. А случись оно тремя годами раньше - это было бы самое настоящее счастье. И встречи с Байройтом я уже ждала совершенно спокойно. Тем более, что после такой изрядной дозы отборной Италии удивить он, конечно, не мог. Даже погода поскучнела и нахмурилась. И часовая стрелка, дернувшись, перескочила на пару-тройку веков вперед. Тихий и благопристойный, совершенно бюргерский благополучный городок. Все дома выстроены в линеечку, фасады – один к одному. Длинная-предлинная главная улица: сначала под именем Максимилианштрассе, потом, после Штернплац, - под именем Рихард-Вагнер-штрассе. Канал перед холмом - некогда использовался как оборонительный ров Фонтан перед театром Исторический центр расположен на возвышении, и поднимались мы к нему мимо маркграфского оперного театра, благодаря которому, собственно, Вагнер и стал жителем Байройта на целых 10 лет, до конца своей жизни. Театр был построен в 1748 году маркграфиней Вильгельминой Прусской, сестрой Фридриха Великого. Вильгельмина – добрый ангел этого города, ее подвижническая и неутомимая деятельность была направлена на возвышение и просвещение Байройта. При ней были открыты университет, академия искусств, построен оперный театр и 4 дворца. В город потянулась творческая элита. Сама она играла на лютне, писала оперы, которые и ставила в своем театре. Занималась живописью, переписывалась с Вольтером. Большой личной трагедией стал для нее разрыв с мужем, ушедшим от нее к одной из ее придворных дам (формально, конечно, они оставались супругами). Стены одной из зал своего нового дворца она выложила осколками разбитых зеркал. Отдалившись от придворной жизни, она пыталась найти утешение в творчестве и в мире прекрасного. Со своим братом Фридрихом Великим ее всю жизнь связывала дружба. В день смерти Вильгельмины (она умерла в 49 лет) Фридрих потерпел сокрушительное военное поражение. Через 10 лет после ее кончины в парке Сан-Суси в память о сестре Фридрих возвел Храм дружбы. Маркграфский оперный театр - любимое детище Вильгельмины Прусской Мне очень жаль, что мы не побывали внутри театра – он был закрыт. Судя по фотографиям, интерьеры этого сдержанного и строгого здания с колоннами сказочно роскошны. Они выполнены из дерева. Сегодня этот театр – кандидат на включение в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как « мир фантазии одной женщины на пороге между Абсолютизмом и Просвещением». Фотография интерьеров театра взята отсюда Главная улица - Максимилианштрассе От театра мы поднялись к Старому дворцу, яркому, привлекающему внимание зданию на главной улице. Дважды дворец разрушался до основания – один раз сгорел от свечи как раз при Вильгельмине (и это печальное событие вызвало строительство Нового дворца). Другой раз – сгорел от бомбы во время Второй мировой войны. От бомбардировок в то время пострадала треть городских зданий. Сейчас Старый дворец восстановлен, только внутри «старинных» стен заключена вполне современная начинка. Здание используется как офисное. Перед дворцом – каре парадного двора. Через арку можно пройти во внутренний двор, с любопытной восьмиугольной башней и придворной церковью. В церкви похоронены Вильгельмина с мужем и их единственный ребенок – дочь Елизавета Фредерика (по словам Казановы – самая красивая девушка Германии). После разрыва с мужем, герцогом Вюртембергским, она вернулась к родителям и жила в Байройте до конца жизни. Старый дворец, парадный двор Памятник Максимилиану II-му Арка ведет во внутренний двор Старого дворца, где в дворцовой церкви похоронены Вильгельмина с мужем и дочерью Аллея ведет к вилле Рихарда Вагнера - Ванфрид От Старого дворца я отправилась искать виллу Ванфрид, построенную для Вагнера и его семьи. Перед виллой - бюст Людовика Баварского, покровителя Вагнера Могила Рихарда Вагнера и его жены Козимы - сразу за домом. Никаких табличек - только холм Парк Хофгарден За виллой Ванфрид начинается английский парк Хофгарден, поэтичный и умиротворяющий. Парк вытянут вдоль главной городской артерии и упирается в Новый маркграфский дворец. По центру парка проходит канал с мостиками, островками и скульптурами. Пройдя парк насквозь, я оказалась возле Нового маркграфского дворца, весьма скромного снаружи. Это двухэтажное длинное здание из желтого камня. Путеводитель сообщил, что интерьеры его поражают роскошью. Новый дворец Концертный зал Штадтралле первоначально использовался как манеж Потом я вышла на строгую красивую площадь Жан-паулплац с памятником Жан-Паулю и странной металлической композицией в центре. Памятник Жан-Паулю на Жан-Паульплац Город казался вымершим. Череда основательных двухэтажных домов с мансардами, очень графичных и стильных, тянулась до самого Маркта. На Маркте появилась публика, но общее настроение спокойствия и полудремы она не нарушила. Город казался по-прежнему погруженным в себя и отстраненно-безразличным. Марктплац - место проведения городских ярмарок Спиталкирхе - "Больничная церковь" (1748-1750 гг) Фонтан Нептун Аптека (1610 г) Вдоль площади течет подсвеченный ручеек Фонтан Геркулес Опять вернулись к динозавру Вид на оперный театр сверху От маркграфского театра до театра Вагнера – минут 20 быстрого хода. Дорога проходит по респектабельному современному району мимо городских вилл, излучающих благополучие. Пожалуй, на сегодняшний день это главная достопримечательность города. Раз в год в середине лета Байройт сбрасывают свою дрему, наводняется публикой и становится практически музыкальной столицей мира. Считается, что только этот театр позволяет услышать музыку Вагнера в ее истинном звучании - так, как она должна звучать по замыслу композитора. Когда Вагнер закончил свой главный труд – цикл из 4-х опер «Кольцо Нибелунгов» (над которым работал с перерывами четверть века), он стал искать сцену, где его грандиозное творение можно было бы полноценно представить. Первоначальный проект строительства нового театра в Мюнхене не был поддержан Людвигом Баварским, которого Вагнер уже сильно угнетал своими бесконечными требованиями. Людвиг страстно любил музыку Вагнера, создавал максимально благоприятные условия для его творчества, но Вагнер в своих желаниях не знал меры, к тому же пытался лезть в государственные дела, и уклончивому и нелюдимому Людвигу в конце концов очень захотелось дистанцироваться от напористого гения. На тот момент оперный театр в Байройте обладал самой большой сценой с хорошей акустикой. Вагнер приехал в Байройт для постановки оперы, но вскоре понял, что и этот театр не в состоянии показать его детище во всю мощь. Бургомистр Байройта вполне осознавал, как сильно выдвинется Байройт из шеренги себе подобных, если Вагнер станет его жителем и выстроит здесь свой уникальный театр. Заручившись поддержкой местных банкиров, пообещавших поучаствовать в создании театра, он предлагает Вагнеру безвозмездно площадь для строительства театра и для собственной виллы. Тот принимает предложение и переезжает в Байройт. В течение 4 лет театр был построен. В нем нет традиционных лож, секторов - зрительское пространство расположено амфитеатром, как это было в Древней Греции. Оркестр «утоплен» и прикрыт сверху так, чтобы звуки инструментов из оркестровой ямы устремлялись на сцену и, отразившись от задника сцены, возвращались в зал с голосами певцов. В здании не предусмотрены ни отопление, ни вентиляция – ни один посторонний звук не должен примешиваться к звукам музыки и нарушать их гармонию. Поскольку фестивали проходят в середине лета, жара в оркестровой яме стоит немилосердная. Учитывая, что некоторые оперы Вагнера идут по 5 часов, музыкантам приходится солоно. Также безжалостен Вагнер и по отношению к зрителям. Стулья жесткие и неудобные, никаких мягких кресел, чтобы не дай бог кто-нибудь не прикорнул, разнежившись. Как в храме – ты пришел не за удовольствием, ты пришел прикоснуться к высокому. И оно будет тебе явлено. На самом деле, на фестиваль не попасть. Места практически переходят по наследству, каждый год на фестиваль съезжаются примерно одни и те же лица. Театр используется только для проведения вагнеровских фестивалей, один месяц в году. По завещанию, в его стенах может исполняться только музыка Вагнера, никакие другие звуки осквернять этот храм не могут. Festspielhaus - театр Вагнера Памятник Рихарду Вагнеру Парк около театра В Музее Кино я как-то видела фильм – постановку «Тангейзера» в Байройте. Горнисты в специальных костюмах выходили на балкон, трубили в свои горны. Дамы в вечерних платьях, их кавалеры в смокингах, неспешно прогуливавшиеся по аллеям парка, направлялись в театр. И начиналось действо. Тогда я и представить себе не могла, что когда-нибудь окажусь в Байройте. Собственно, на этом познавательная часть нашего путешествия закончилась. И я с удовольствием ставлю точку. |