Новогодняя Европа, год 2008

На главную

Новогодняя Европа, январь 2008

31 декабря, предновогодний Париж.

Ночной переезд прошел безболезненно, и в начале одиннадцатого утра мы въехали в Париж.

Я прилипла к окну и не могла оторваться. Бастилия, Риволи, Лувр, боже мой, я снова здесь. Мои товарищи тоже вертели головами во все стороны, но наши гиды, мама с сыном, молчали, как рыбы. Где, чего, посмотрите направо, налево – ничего этого не было. (Этого принципа: держать группу в информационном голоде - они свято придерживались всю поездку. Получить от них какие-либо сведения было практически невозможно: касалось ли это достопримечательностей, мимо которых мы проезжали, или бытовой информации: где лучше перекусить, как добраться до отеля, где поблизости магазины. Многого они просто не знали. Но даже планы на предстоящий день до последнего держались в тайне: то ли они все решали спонтанно, на ходу, то ли мы им были настолько безразличны. Удивительные люди. Я всегда считала, что уж если человек выбрал туризм своей профессией, то он должен хотя бы хорошо представлять (а в идеале – любить) те места, в которые возит группы. И при этом максимально обеспечивать людей информацией. Но вот что-то нашим гидам не хватало: то ли интереса и любознательности, то ли общего культурного кругозора, то ли уважения и внимания к окружающим, одним словом, профессионализма. Не срабатывало даже меркантильное соображение, что, чем больше ты туристам покажешь, чем увлекательней расскажешь, тем больше потенциальных клиентов приобретешь в дальнейшем. Вялость и апатия. Зато не пропустили ни одного места разводки туристов: магазина парфюмерии, алмазной фабрики, сыроварни, винодельни).

Итак, проехав пол-Парижа, мы оказались в районе Эйфелевой башни (подъем на которую стоял первым пунктом сегодняшней программы) и увидели, что очередь на башню часа на четыре, никак не меньше. «Так, тогда едем на фабрику духов Фрагонар», - скомандовала мама. Я попросила меня выпустить. Еще в поезде я отказалась от экскурсий по Парижу (ах, оставьте меня наедине с моим любимым). Условились о месте и времени встречи (в 8 вечера на площади Конкорд), и я спустилась по ступенькам на тротуар.

Как просто – сойти с подножки автобуса и вдруг очутиться в центре Парижа! Как будто и не было трех месяцев разлуки.

Я шла по Марсову полю и ощущала себя безмерно счастливой. За моей спиной несокрушимо возвышалась башня, и я время от времени оборачивалась на нее, удостовериваясь. Да, все правда, я снова здесь. Вокруг текла обыденная жизнь: среди аккуратной, ухоженной зелени прогуливались люди, сидели на лавочках. Промчалась стайка подростков в шлемах на странных самокатах. По центру пустынной улицы девушка вела пони. А во дворе Военной школы, напротив ЮНЕСКО, гарцевали всадники, скакали через барьеры. Погода слегка пасмурная, но довольно тепло, у нас такая обычно в середине октября, все без шапок, в легких куртках.

Марсово поле
Военная школа
Пони

Целый день я гуляла по городу: Собор Инвалидов, Монпарнасская башня (на нее тоже толпилась очередь часа на полтора), у подножия башни каток, площадь Каталонии, за ней церковь Богоматери Труженицы (очень тихое место, хотя совсем близко проходят пути Монпарнасского вокзала), а также восхитившее меня здание Амфитеатра с зеркальными, изломанными стенами, в центре – роскошные клумбы.
Новый год в Париже Новый год в Париже Новый год в Париже Новый год в Париже
Собор Инвалидов
Фонтан Феллаха
Монпарнасская башня
Амфитеатр
Монпарнасское кладбище (Семен Петлюра оказался в очень приличном обществе: Сен-Санс, Пуанкаре, Мопассан, Сартр, Ситроен, Бодлер), площадь Денфер-Рошро с черным львом и прелестным садиком поблизости, напротив - катакомбы Парижа (закрыты с октября по февраль), Обсерватория, монастырь и больница Валь де Грас со строгими римскими фонтанами перед церковью.
Монпарнасское кладбище
Площадь Денфер-Рошро
Валь де Грас
Не могла не зайти в Люксембургский сад. Фонтаны молчат, и нет такой неги и расслабленности, как в сентябре, все грустней и сосредоточенней. Фонтан Медичи показался еще прекрасней. Осенью он был слишком затенен листвой платанов, смазан игрой полутеней, бликов на воде, а сейчас вся композиция вышла из тени и смотрелась очень выразительно. По обеим сторонам фонтана – тяжелые гирлянды из плюща, как и летом.
В Люксембургском саду
Аллея с сатиром. Пантеон
Фонтан Медичи

Мимо театра Одеон, по улице Мазарини вышла к монументальному чернокупольному Институту Франции, перешла Сену по мосту Искусств, пересекла внутренний двор Лувра и остановилась возле стеклянной пирамиды музейного входа. Смеркалось, и прозрачная пирамида подсвечивалась бледно-розовым цветом. В этот день (31 декабря) Лувр работал до пяти, и я хотела дождаться наших, чтобы вместе пообедать. Непрерывный поток посетителей выносился эскалатором на поверхность, а моей Маши все не было, и телефон ее молчал.

Институт Франции
Вид на Сите и Новый мост
Пирамида Лувра

Я разговорилась с русскими девушками, также ожидавшими своих знакомых. Звук русской речи привлек внимание стоявшей неподалеку женщины. Она подошла к нам, представилась как экскурсовод по Лувру, и завязалась легкая увлекательная беседа. Девушки дождались своих подруг и ушли, мы же с моей новой знакомой, Ириной, отправились в магазин за шампанским и деликатесами для новогоднего стола. На авеню дель Опера зашли в супермаркет. Народу тьма. Французское шампанское – от 20 евро. Набрав сыров, фруктов, нарезки и шампанского, выбрались на улицу, и Ирина пригласила меня в кафе. Зашли в кафе на Риволи, напротив сада Тюильри и незаметно проболтали там часа два. Она мне провела виртуальную экскурсию по залам Лувра, только про Джоконду рассказывала минут 20. Потом говорили за жизнь. Судьба у нее весьма примечательна. Уехала из Питера в начале восьмидесятых, в Париже вышла замуж за графа Т., потомка еще первой волны эмиграции. Всего было четыре брака, один из них за итальянцем, так что 10 лет она прожила в Риме, тоже водила там экскурсии. Сейчас живет вдвоем с сыном-студентом, и чувствовалось, что ей не слишком хочется ехать домой. В праздники острее ощущается одиночество, и она, видимо, была рада найти живую душу, поговорить по-русски, поплакаться на жизнь, на французов, дороговизну, забастовки и проч. Я уже исподтишка поглядывала на часы, шел восьмой час вечера. Наконец мы поднялись, Ирина с негодованием пресекла мои попытки заплатить поровну, расплатилась и пошла меня провожать на площадь Согласия. Там я обнаружила своих товарищей, сгрудившихся вокруг горы пакетов и кульков со снедью, озябших, уставших и неприкаянных. Мое появление в сопровождении незнакомой дамы в мехах вызвало легкое замешательство. Мы с Ириной расцеловались, пожелали друг другу счастливого Нового года и расстались. «Это твоя сестра?», - спросили меня.

Моя Маша кипела от возмущения. Первый, долгожданный день в Париже был безнадежно испорчен из-за нерадивости и бестолковости гидов, их неумения грамотно распланировать время и незнания города. Сразу после моего ухода (т.к. был затронут вопрос, во сколько мы вечером едем в отель), наша Ирина вдруг сообразила, что после ночного переезда автобус должен отстаиваться 9 часов и, произведя несложное вычитание (20-9=11), поняла, что надо немедленно освобождать автобус и ставить его на стоянку. Всю группу моментально выпроводили на улицу и погнали от Эйфелевой башни почти до Гранд Опера (на другой берег Сены, через Елисейские поля и дальше – км 4-5, я думаю). Гнали быстро, так как время поджимало: на 13 часов была назначена пешеходная экскурсия, на 15 – Лувр, но все равно не успели: получалось либо Фрагонар, либо уже заказанная пешеходная экскурсия. Поэтому после ударного марш-броска по Парижу туристам разрешили расслабиться и полчаса походить по окрестностям и пофотографировать. На вопросы: - А что это за здание (колонна, площадь и т.п.)? они получали неизменный ответ: - Не знаю.

В 13 дня началась пешеходная экскурсия «Чрево Парижа», и с этого момента жизнь стала налаживаться. В 5 часов они вышли из Лувра и до 8 вечера были предоставлены сами себе. Два раза прошлись по Елисейским полям, потом сели на проходящий автобус и, отъехав от центра, вышли у супермаркета, накупили снеди на новогодний стол, в том числе шампанского за полтора евро. Теперь у всех была одна мечта – поскорей попасть в гостиницу, успеть привести себя в порядок и накрыть стол до наступления московского Нового года.

В девять мы были в гостинице, к десяти собрались в одной из комнат, уже вымытые, нарядные и накрашенные, и встретили Новый год по Москве. Часок посидели и пошли опять в автобус, чтобы на Елисейских полях встретить парижский Новый год. Таких энтузиастов набралось полгруппы, остальные, разморившись, остались в отеле, в тепле, при еде, при телике и в теплой компании.

А мы ехали обратно в центр уже совсем в другом настроении, чем два часа назад: после душа, сытые, слегка пьяные, веселые, и с удовольствием глядели в окна на праздничный Париж.

На Трокадеро нас высадили, и мы стали протискиваться сквозь толпу в поисках лучшего вида на башню. Все тут же порастерялись, нас осталось пятеро. Ровно в полночь башня стала переливаться огнями (это происходит вечером в начале каждого часа). Ничем более примечательным (как то: фейерверком, салютом, фанфарами) Новый год обозначен не был. Все вокруг пили шампанское. Потом толпа стала потихоньку рассасываться. Выбравшись на Елисейские, мы откупорили мою бутылку за 20 евро и вот тут почувствовали разницу. Нежнейший тонкий вкус, во рту мерцание и свежесть. Даже достали бутылку из ящика и рассмотрели этикетку.

Елисейские поля
Луксорский обелиск
Колесо обозрения

Потом гуляючи двинулись в сторону Конкорда на светящееся колесо обозрения. Кроны платанов были увиты гирляндами из бледно-фиолетовых огоньков, гирлянды поднимались от ствола конусом, и деревья смотрелись, как рюмочки, по которым время от времени скатывались дрожащие фиолетовые слезы. На тротуаре уже валялось изрядное количество бутылок, часть из них разбитых, но в основном пустые бутылки скапливались у подножия фонарей, я даже сфотографировала ножку фонаря, окруженную плотным кольцом шампанского.

В начале второго ночи мы подошли к автобусу, ждущему нас на Конкорде. Вскоре собралась вся группа, за исключением одной семейной пары. Прождали их до двух часов и, так и не дождавшись, отправились в гостиницу.

1 января, Версаль

Завтрак приятно удивил разнообразием и обилием. После предыдущей поездки в Париж я была настроена на завтрак без излишеств. Очень кстати пришелся компотик с обилием фруктов: после праздничной ночи все его так и подливали. Свежайшая ветчина, воздушный творог, про сыры уже не говорю. Выпечка – только что из печки: хрустящие круассаны, какие-то завитушки с изюмом, миниатюрные булочки с шоколадом. Отличный кофе.

Сытые и довольные, мы наконец собрались в холле гостиницы, чтобы ехать на обзорную экскурсию.

Я спросила Сергея, как добрались те двое, которых мы так и не дождались ночью. – Интересный вопрос, - встрепенулся наш гид и пошел звонить. Я же окончательно поняла, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и направилась к девушке на ресепшен, и отстала от нее только тогда, когда она мне на бумажке написана линию РЕР и название станции и объяснила, как идти от станции до отеля. Попутно выяснилось, что находимся мы в городке Масси, на юге Парижа, за Порт-Орлеаном.

Сергей сообщил, что те двое в итоге добрались-таки до отеля, но сегодня уже ни на какие экскурсии не поедут.

Минут за 40 мы доехали до центра и забрали экскурсовода Лену, которая провела нам отличную двухчасовую экскурсию по городу. Кстати, она же была у нас и в сентябре, но тогда мы куда-то торопились, экскурсия была скомкана и не произвела большого впечатления. Сейчас же Лена рассказывала обо всем обстоятельно и подробно, мы объездили все интересные уголки, куда только можно подобраться на автобусе. – Я просто наслаждаюсь, - обернулась ко мне Маша.

Следующим у нас по плану должен был быть Версаль. Но Ирина сказала, что, так как вчера мы не попали на фабрику духов Фрагонар, то сделаем это сегодня. Вся группа единодушно протестовала: едем в Версаль, никаких Фрагонаров, но Ирина, обычно улыбчивая и мягкая, тут проявила несгибаемое упорство. Направляемый ее железной рукой, автобус привез нас к магазину, а там уже к делу приступили профессионалы. В итоге я накупила духов на 85 евро и была страшно довольна. Выглядело это так. Сначала нас пригласили на второй этаж в музейную экспозицию. Занималась нами с виду совершенно невзрачная, неброская такая молодая женщина, скромно одетая, но стоило ей начать говорить, как мы взглянули на нее другими глазами. Оригинальное построение фраз, своеобразный юмор, мимика - перед нами был образец истинной француженки, способной даже при минимальных внешних данных быть притягательной и пикантной. Сначала был экскурс в историю духов, дескать, уж больно плохо пахли люди в средние века, не было привычки мыться, да еще боялись заразиться чумой. Из-за духоты и отвратительных запахов дамы падали в обмороки раз по 8 на день, это считалось нормой. Показали небольшой фильм по технологии создания – от выращивания цветов на юге Франции (в Грассе компании принадлежат огромные цветочные плантации), возгонки эфирных масел, создания новых запахов (специалисты по созданию запахов называются просто «le nez», по-русски «нос», работают только мужчины, поскольку женщины неспособны беспристрастно воспринимать запахи, у них тут же включаются какие-то ассоциации, пробуждаются эмоции) до разработки специальных металлических флаконов с двойными, как в термосе, колбами, сохраняющими духи в течении 8 лет.

Спустились в торговый салон, началась презентация. Каждому раздавались бумажки с запахом духов, объясняли, для каких случаев они предназначены, какие компоненты в них входят (помимо цветов, трав, например: бергамота, зеленого чая, шафрана–могут использоваться такие вещества, как амбра, мускус, ваниль, шоколад, мандарины, ягоды). Затем желающие что-либо купить набирали себе коробочку (коробочка из 5 флаконов, минимальный размер флакона – 15 мл, один такой флакон стоит 22 евро, набор из 5 флаконов – 85 евро, т.е. по 17 евро за штуку). Женская часть нашей автобуса начала создавать коалиции для комплектации коробочек, выбирать запахи, и мужчины еле оторвали нас от этого увлекательного занятия, мы даже не успели посмотреть кремы, мыла и проч.

Автобус наполнился изысканными запахами. И взял курс на Версаль.

Версаль – сам по себе очаровательный небольшой городок Проезжая по его улицам, я даже захотела приехать сюда как-нибудь самостоятельно, на электричке, чтобы просто пройтись по городку.

Версальский дворец был закрыт (руководители не потрудились это выяснить заранее), но впоследствии никто об этом даже не пожалел, потому что прогулка по Версальскому парку была, наверно, самым прекрасным эпизодом во всей нашей поездке.

Версальский дворец
Он же с другой стороны
Вид от дворца на парк
Фонтан Латона
Платановая аллея

Во-первых, включили весну, приблизительно апрель месяц: полуденное теплое солнышко, весенний, пряный ветерок, запах самшита и трав. Мы обогнули дворец, и перед нами раскинулся уходящий за горизонт парк, с широкой центральной аллеей, переходящей в водную гладь. В разные стороны разбегались пирамидальные деревья, выстроенные в ниточку. Фонтаны молчали, но и без воды были нестерпимо прекрасны. С верхней террасы, мимо роскошного фонтана Латоны мы спустились по широкой лестнице вниз, дошли до Большого канала, потом по боковой аллее – до Трианонов. Каждый новый вид: сам Большой Трианон из белого и розового мрамора, внезапно выступившие из деревьев беседка или павильон, каждый новый уголок парка: то идеально выровненные и подстриженные узоры из растений, то густая стена самшита, то дикий заросший уголок – искусные композиции из деревьев и кустарников, мостики, островки – все просто пронзало своей красотой.

Большой Трианон
Малый Трианон
Беседка любви
Лабиринты
Стройные ряды

Какая удача - первый день наступившего года провести в таком дивном месте!

Уже в темноте вернулись в Париж. Все хотели есть. А за завтраком я упоминала, что в сентябре нас водили в хорошее кафе, как раз в центре, и там можно было заказать и лягушачьи лапки, и луковый суп, и прочую французскую экзотику. Ко мне подошла наш гид Ира и попросила показать это кафе. Хорошо, поехали. Прямо напротив Нотр Дам, на автобусной остановке, мы десантировались из автобуса, и через некоторое время я обнаружила себя во главе дружного отряда: на дегустацию местной кухни за мной отправилась большая часть автобуса. Признаться, тут я немного оробела: я представила, как мы толпой вваливаемся в совсем небольшое кафе, и засомневалась, найдутся ли места хотя бы для части группы в этот праздничный день 1 января. Заходим. Естественно, в кафе полно народу. Для очистки совести я спрашиваю у официанта, не разместят ли они у себя человек 15. И тут он кивает и ведет нас вниз, в подземелье, в совершенно пустой зал, где мы все великолепно размещаемся своей компанией.

Посидели замечательно. Я заказывала улиток и луковый суп. Остальные вместо улиток – лягушачьи лапки.

В ресторане
У Нотр-Дам
Каток на Ратушной площади

Поужинав, мои товарищи отправились плавать на кораблике по Сене, а я пошла гулять по вечернему городу. На улицах и площадях продолжался праздник. Светилась огнями большая елка перед Нотр-Дам. Рядом позировала «живая» скульптура» - женщина в серебристом бальном платье с веером. На Ратушном площади устроили каток и карусели. Сразу за катком африканские подростки здорово танцевали брейк.

Но стоило мне пройти чуть в сторону, и я оказалась в полном одиночестве. По Севастопольскому бульвару я вышла к пустынному скверу, где подсвеченный фонтан Невинных безмолвно истекал оранжевой водой. Чуть дальше - безлюдные каскады Лез Аль. А вот отчужденно-строгая Вандомская площадь, щедро залитая белой подсветкой, с причудливыми украшениями, напоминающими засыпанные снегом театральные люстры. Вознесенная в небо статуя Наполеона впечатана прожектором прямо в низкое небо, и висит над головами одиноких прохожих белесое облако с тенью императора.

Вандомская площадь
Канделябры
Наполеон на облаке

На Елисейских я снова влилась в праздничную толпу. На стыке парковой и магазинной зон искусственные заснеженные елочки окружили бездействующие фонтаны, и те превратились в лесные озерца. Затемненный парк закончился, и начались яркие витрины. И в обе стороны уходили в перспективу ряды фиолетовых рюмочек-платанов.

Площадь Согласия
Озерца в елках
На Елисейских полях

Время поджимало, и я решила срезать путь, ушла с Елисейских налево, и опять очутилась одна на безлюдной улице. Довольно долго шла, и по моим прикидкам уже давно должна была выйти к реке, но куда-то все пропало: и Сена, и башня, люди, машины. Я стала нервничать, как бы не пришлось мне воспользоваться утренней бумажкой с адресом отеля, т.е. добираться до отеля самостоятельно. Наконец в одном из переулков вдалеке промелькнула машина, я побежала туда и оказалась на берегу Сены, как раз между мостами Трокадеро, выходящей к башне, и Алма, где погибла принцесса Диана. Передо мной был пешеходный мостик. Хотя я уже бежала бегом, на середине моста не могла не остановиться и полезть за фотоаппаратом: верхняя часть Эйфелевой башни растворилась в облаке, и стояла она на оранжевых лапах безголовая. А ровно в десять засверкала, но к тому времени я уже добралась до своих.

Новый год в Париже Новый год в Париже Новый год в Париже Новый год в Париже
Витрины
Башня в тумане
Сверкает

Часть 1. Прага
Часть 3. Замки Луары - Амстердам
На главную

Для покупки авиабилетов и бронирования отелей использую программу Aviasales . Удобный поиск, большая база. Рекомендую!