Мантуя - город герцогов ГонзагоЗато следующий город – Мантуя - просто впечатался в память. Большая его часть окружена водной гладью, так что даже создается впечатление, что город расположен на острове посреди озера. Но это впечатление обманчиво, просто 900 лет назад человек-«царь природы», перенаправил русло реки Минчо таким образом, что образовались три озера, с трех сторон окружившие город. Автобус наш пересек по мосту водное пространство и остановился под городскими стенами возле могучего замка Святого Георгия. Первое, на что натыкаешься, входя на территорию средневекового города, - двухэтажный домик с выступающим балкончиком, Casa di Rigoletto. В маленьком тенистом внутреннем дворике стоит бронзовая статуя горбатого менестреля в шутовском наряде с колокольчиками, а в самом доме находится информационное бюро, где мы обзавелись картой города. Главная городская площадь Сорделло начинается практически сразу за воротами, так чтобы путник, вступающий в город, сразу мог почувствовать величие и могущественность здешних правителей, герцогов Гонзаго. Монументальный, сам похожий на крепость Палаццо дель Капитано с «ласточкиными хвостами» по верхнему краю - самая старая часть Палаццо Дукале. Под одной из его арок – вход в сад. Парк внутри Палаццо ДукалеСам Палаццо Дукале, или Герцогский Дворец, – обширный комплекс строений с садами, внутренними двориками и включает около 500 комнат, самая знаменитая из которых – Комната Супругов ( Camera delgi Sposi) в Замке Сан-Джорджо, расписанная Андреа Мантеньи. Через площадь от Палаццо Дукале – Палаццо Бонакольси. Династия Бонакольси - первые синьоры Мантуи. Убийством Ринальдо Бонакольси, правившего городом почти 20 лет, закончилось в Мантуе «время» Бонакольси и началось «время» герцогов Гонзаго. Между двумя палаццо – барочный кафедральный собор Сан-Пьетро. Пьяцца СорделлоЧерез проход под высокой аркой в углу площади мы перешли на следующую плошадь – Бролетто. Это перетекание центральных площадей одна в другую довольно характерно для местного градостроения и нам встретилось в дальнейшем еще во многих итальянских городах. Пьяцца Бролетто – небольшая, квадратная и почти сразу упирается в кирпичную стену Палаццо Подеста, или Дворца Правосудия. На стене, на уровне второго этажа – беломраморный Вергилий, уроженец здешних мест, сидит и, прикрыв глаза, блаженно улыбается. На площади – столики летнего кафе. В центре – фонтан с рыбами. Рядом с Виргилием – проход во внутренний двор, узкий и мрачный, как колодец. Закрытая каменная лестница ведет на второй этаж дворца. Выходим из «колодца» и попадаем на просторную Пьяцца дель Эрбе, Площадь Трав, бывший овощной рынок. Здесь доминирует Часовая Башня. Рядом с ней – низкий и широкий фасад Палаццо Раджионе. По другую сторону – чуть заглубленное, краснокирпичное сооружение – ротонда св. Лоренцо, построенное в форме Храма Соломона. Внутри – остатки фресок Х II -го века. На углу площади – изящный и легкий, устремленный ввысь – Дворец Купцов. И тут же – небольшая площадь пред собором Сант-Андреа. Собор из бежевого камня выстроен в классической стиле, и с ним слегка диссонирует высокая кирпичная башня, сохранившаяся от бывшего прежде на этом месте бенедиктинского монстыря. В соборе похоронен Андреа Мантенья (первая часовня слева). Поскольку был понедельник и главный туристический объект Мантуи, Герцогский Дворец, не работал, Ольга нас повела через весь город к другому дворцу - Палаццо Те, выстроенного герцогом Федерико II Гонзаго для загородного отдыха, разведения лошадей и приватного отдыха в кругу близких друзей и фавориток. Дворец был перестроен из бывших конюшен, он широкий и приземистый, с большим внутренним двором. Построил и расписал ученик Рафаэля Джулио Романо в стиле маньеризма. Просторный зал Лошадей – на стенах изображения грациозных лошадок. Следующий за ним - зал Психеи, там за накрытым белым столами пируют олимпийские боги в окружении многочисленных обнаженных женщин. Самый экспрессивный – зал Гигантов: Гиганты лезут на Олимп, а боги забрасывают их огромными камнями. Зал ЛошадейЗал ПсихеиЗал ГигантовНа обратном пути мы завернули в переулок посмотреть на дом, который спроектировал для себя создатель Палаццо Те, Джулио Романо. Дом Джулио РоманоРыбный рынокНа обратном пути зашли в соборы Сант-Андреа и Сан-Пьетро, поскольку до этого во время сиесты они были закрыты. Сиесту мы вполне прочувствовали. Вроде самое начало апреля, однако сразу при выходе из автобуса нас придавило жарой и духотой. То ли из-за того, что город окружен водой, то ли местность низинная, то ли мы еще не переключились с московской погоды на итальянскую, но все мы как-то сразу сомлели. Мне показалось, здесь очень тяжело жить именно из-за этой душной влажности. Кстати, в полуденный час на огромной площади Сорделло кроме нас не было ни души. Тем не менее, из всех городов, виденных нами в этой поездке, Мантуя отпечаталась в памяти особенно выпукло и отчетливо - вот именно эта пустынная, величественная площадь с дворцами и собором. Когда мы вышли за ворота, жара немного спала. На травянистых склонах возле воды валялись местные жители, а более активные из них бегали или катались на великах по дорожке, идущей вдоль озера. МоденаПосле тяжеловесной, застывшей в своем великом прошлом Мантуи - Модена показалась очень живым и радостным городом. Мы въехали туда в шестом часу, и город заполнялся идущим с работы людом. Радовало обилие зелени, многочисленные скверы, бульвары, фонтаны, широкие улицы и просторные площади. Высадившись около largo Garibaldi, засаженной по центру выстриженными кустарниками и газоном, мы отправились в центр по главной городской улице via Emilia. Башня Джирландина служила нам маяком, но, подойдя поближе, мы увидели, что вся она спеленута реставраторами и только фотография на одном из полотнищ дает представление о том, что мы должны были здесь увидеть. Сразу за башней – главная городская площадь пьяцца Гранде и обычный набор зданий: Палаццо Коммунале и Дуомо. Палаццо Комунале разделен надвое часовой башней. В Дуомо вход почему-то не с площади, а за углом, с улицы, слишком тесной, чтобы уместить в кадр фасад собора. Главная святыня собора – захоронение местного святого Сан-Джиминьяно. Внутри собор прост и строг, его стены из коричневого кирпича почти ничем не украшены. СинагогаПо другую сторону виа Эмилиа, немного в глубине, за синагогой, – широкая площадь Рома и Палаццо Дукале, не слишком впечатляющее, на мой взгляд, здание. Цвет его – темно-бежевый, как и Палаццо Коммунале. Лучше всего оно смотрится в просвете между домами с главной улицы: не видны его невыразительные крылья, а выступает только парадный трехарочный портал. Первый наш итальянский день завершился в городке Монтекатини-Терме, известном многим туристам. Прибывающие во Флоренцию или же просто путешествующие по Тоскане частенько останавливаются именно здесь. До Флоренции отсюда – 60 км, а размещение чувствительно дешевле. Нам предстояло провести здесь три ночи. Здесь же выяснилось, что в большинстве итальянских отелей у нас будут ужины. Правда, Ольга тут же предупредила, что ужины в Италии «долгоиграющие», обслуживающий персонал не торопится. Однако на сей раз нас обслужили быстро, мы как раз только успели обменяться с соседями впечатлениями дня, а уже все было принесено и съедено, и пора было расходиться по комнатам. |