Падуя. Капелла СкровеньиВ Падую я некогда влюбилась заочно, рассматривая фотографии Прато-делла-Валле. Своими глазами я увидела эту красоту в феврале, в пасмурный и тихий зимний день. Фонтан в центре острова Меммиа молчал, и скульптуры по краям канала, казалось, погрузились в сон. За их спинами, как декорации, вставали дворцы. И вот я снова здесь. Мы высаживаемся возле Прато-делла-Валле. Она облита солнцем и наполнена весной - и все также нестерпимо восхитительна. Красивейшая площадь Падуи - Прато-делла-Валле Оля повела группу к базилике Сант-Антонио, а мы устремились к базилике Санта-Джустина, стоящей на краю площади. Базилика громаднейшая, с множеством капелл и приделов. Базилика Санта-Джустина И опять идем вдоль Прато-делла-Валле Канал Понтекорво Базилика Сант-Антонио Оратория Сан-Джорджио Пьяцца дел Санто с конным памятником Эразмо Нарни работы Донателло Выйдя на пьяццу Санто, мы увидели своих товарищей, которым Ольга что-то объясняла. А потом мы окунулись в роскошь и сияние базилики святого Антония. За время поездки мы нагляделись всевозможных храмов, но великолепие этих интерьеров ошеломляет и погружает в немое созерцание. Бросаем последний взгляд на базилику Сант-Антонио Саркофаг в открытой беседке - это гробница Антенора, героя Трои, друга Приама. После падения Трои вместе с Энеем Антенор оказался на италийском берегу, где основал Патавиум, из которого впоследствии и образовалась Падуя. А потом по оживленным улицам, мимо красивых зданий мы дошли до Палаццо дель Бо – главного здания падуанского университета. Это один из старейших университетов Европы, создан в 1222 году (прежде там располагалась гостиница «У вола»). Стены его (а также простенки, галереи и прочие поверхности) заполнены многочисленными гербами преподавателей и выпускников. В университете читали лекции Галилей, Петрарка, Данте. До сих пор здесь хранится кресло Галилея, который преподавал в университете в течение 18 лет. В его стенах впервые получила ученую степень женщина - Елена-Лукреция Корнаро-Пископия . Произошло это в 1678 году. Дворец Бо - главное здание Падуанского университета Внутренний двор Мы зашли во внутренний двор университета и поднялись на галерею. Там как раз происходило чествование девушки, видимо, только что успешно защитившейся и получившей ученую степень. Она стояла с венком на шее и принимала поздравления и букеты. Напротив университета – муниципалитет, а на углу – примечательное кафе Педрокки, «кафе без дверей». Кафе Педрокки За муниципалитетом начиналась традиционная, столь характерная для итальянских средневековых городов цепочка площадей.
Пьяцца делла Фрутта Дворец и башня Старейшин на пьяцца делла Фрутта Две рыночные площади – площадь Трав и площадь Фруктов – идут параллельно друг другу и разделены внушительным парадным Палаццо делла Раджоне. Вдоль высоких стен дворца волнами бегут арки в три ряда. Наверху - купол в виде киля перевернутого вверх дном корабля. Внутри дворца – один-единственный громаднейший зал. Мне это здание напомнило базилику Палладиану в Виченце. Ратуша, или Палаццо делла Раджоне ("Дворец Разума") Церковь Сан-Клементе Огибая церковь сан-Клименте, площадь Фруктов переходит в площадь Синьоров, которую на другом конце замыкает Палаццо Капитано с Часовой башней. Лоджиа-делла-Гран-Гиардиа Палаццо Капитано с часовой башней (Торре дел Оролоджо) Пройдя в арку под башней, мы очутились в небольшом дворе Капитаното, а оттуда попали на площадь Дуомо, где солидный и широкий Дуомо соседствовал с баптистерием Сан-Джованни. Дуомо и баптистерий Триумфальная арка Валларессо Вскоре мы оказались с другой стороны Палаццо делла Раджионе, на площади Трав.
В назначенное время мы собрались напротив университета и отправились к капелле Скровеньи. На улицах и площадях царило приподнятое весеннее оживление. Чувствовалось, что это студенческий город – было много молодежи. Церковь Эремитани Перед капеллой мы зашли в церковь Эремитани. Церковь, расписанная, в частности, Мантеньи, сильно пострадала во время Второй мировой войны. Доступ в капеллу Скровеньи нас удивил своей строгостью. Нас разделили на две группы. Точно в назначенное время нас провели в камеру отчуждения, где выдерживали четверть часа – чтобы исключить контакт бесценных фресок со свежим воздухом (при этом показывали фильм на английском про капеллу). После этих мер предосторожности на 15 минут впустили в капеллу. Капелла Скровеньи, или капелла дель Арена (она построена была на месте древнего амфитеатра), знаменита своими фресками работы Джотто, которые считаются вершиной творчества этого художника раннего Возрождения. По словам Муратова, «итальянская живопись родилась от Джотто». Вот так, ни много и не мало. Капелла изнутри - узкое и высокое пространство с синим звездным куполом. Стены разделены на три ряда, ряды в свою очередь разделены на «кадры» - картины из жизни Богородицы и Христа. Помимо канонических евангелий Джотто использовал протоевангелие Иакима. Филигранная живопись, лаконичный фон – этот тот тончайший уровень условности, когда отсекается ненужное и высвечивается значимое. Впечатление от посещения капеллы подпортила какая-то несвойственная итальянцам резкость и бесцеремонность служащих. Все сдать в камеру хранения, выстроиться, гуськом по одному – и все в таком духе. Было несколько удивительно и неприятно. В целом Падуя для меня осталась одним из самых светлых и интересных городов за все время поездки, городом с радостной и приподнятой атмосферой, с великолепной архитектурой, городом, который так просто и по-царски одаряет каждого входящего своей непреходящей красотой. «…а красота превыше дарований. Она себя являет без стараний И одарять собой не устает». (Давид Самойлов) |