Новогодняя Европа, год 2008

На главную

Новогодняя Европа, январь 2008

2 января. Замки Луары.

2 января я планировала устроить музейный день, сходить в музей Родена, Сен-Шапель, Консъержери, но мне так понравилась вчерашняя прогулка по Версалю, так захотелось еще дворцов и парков, что я решила поехать со всей группой по замкам Луары.

Для колеблющихся скажу: если вы планируете еще раз приехать во Францию, чтобы посмотреть страну, а не только столицу, перенесите экскурсию в следующую поездку, так как путь неблизкий (примерно 500 км, дорога съедает большую часть времени). Но если вы сомневаетесь, что в скором времени сюда вернетесь, то замки Луары посмотреть, безусловно, стоит, так как вы увидите не только парадную часть Франции – ее столицу, но и сельскую глубинку, очаровательную, с полусонными, словно оставшимися в прошлом времени городками, виноградниками, лесами, с многочисленными замками, которые в долине Луары на каждом шагу. Основной доход местные жители имеют от туристов и производства вин. Долина Луары славится своими винами. Когда мы проезжали мимо виноградников, меня удивило, что сами растения такие крошечные. На зиму их обрезают, но я не думала, что до такой степени – из земли торчали совсем маленькие роготульки.

По берегам долины много скальных выходов с пещерами, которые используют прежде всего для хранения вин, а также в качестве жилья. Люди, живущие в пещерах, называются троглодитами, но это отнюдь не бомжи, их жилища обустроены по последнему слову техники и стоят очень дорого. Хотя вход в пещеру выглядит совсем не презентабельно.

Первая остановка у нас была в Амбуазе (обычно показывают три замка Шамбор, Шенонсо и на выбор Амбуаз или Блуа, ну, и попутно те замки, мимо которых вы проезжаете и которые видны с дороги). Но, прежде чем идти к замку, мы отправились на дегустацию вин. Семья (компания, товарищество?) «Plou et fils» производит вино уже лет 400. Через дверь мы вошли внутрь скалы и очутились сначала в короткой, щирокой камере, уставленной бочками, а затем перешли в длинную узкую пещеру, вдоль стен которой были сложены ровные ряды бутылок.

Амстердам на Новый год Амстердам на Новый год Амстердам на Новый год
Бочки
Ряды бутылок
Городок Амбуаз

В торгово-дегустационном зале мы расположились вдоль стойки, каждому выдали список предлагаемых вин, и по списку стали наливать: от красных вин - к розовым, белым, игристым, от сухих – к полусухим. Красное мне показалось резковатым, к такому вину сразу захотелось сочный кусок мяса с соленым огурцом. Розовое помягче. Очень хороши игристые, и восхитительно белое бархатистое - вот к нему ничего не хотелось, просто потихоньку смаковать этот «бархат».

Купленные бутылки упаковывалось в очень симпатичные коробки с изображением замка Амбуаз.

Наконец с вином покончено, каждый купил, что хотел, и мы идем по улицам прелестного средневекового городка. Улицы аккуратнейше вымощены шероховатой плиткой, домики двух-трехэтажные, и замок просто выпирает из города. Городок Амбуаз известен тем, что здесь провел последние годы жизни Леонардо да Винчи, сюда его пригласил король Франциск I и подарил ему замок Кло-Люс неподалеку от королевского. Сейчас там музей, в котором демонстрируют воссозданные по чертежам Леонардо изобретения: вертолет, парашют, аэроплан, автомобиль, раздвижной мост и проч. Посещение замков Амбуаз и тем более Кло-Люс обычно программой не предусмотрено, это мероприятие на целый день (а может, и на два). Наверно, есть туры, целиком посвященные замкам Луары, с неторопливым осмотром городков и посещением замков и парков, не знаю, сколько дней на все это может потребоваться.

Амстердам на Новый год Амстердам на Новый год Амстердам на Новый год
Замок Амбуаз

В Амбуазе у меня сломался фотоаппарат. Положа руку на сердце, он меня не очень устраивал и несколько раз подводил в ответственные моменты. Но поскольку впереди у нас было еще два замка, а также Амстердам и Берлин, я, конечно, расстроилась.

Следующий замок – Шенонсо, замок-мост, построенный поперек реки Шер. Король Генрих II подарил его своей возлюбленной Диане Пуатье, которую любил с юношеских лет до своей нелепой трагической гибели. Замок прекрасен. Уютно встроенный в пейзаж с лесом и рекой, узкий и высокий, он стоит арочными опорами в воде. Прежде к этим опорам подплывали лодки с провизией, корзины на веревках втягивались на кухню. Сюда же ежеутренне спускалась Диана Пуатье и плавала в реке. Перед входом в замок – парки (слева – парк Дианы Пуатье, справа – Екатерины Медичи), которые плавно переходят в лес. Внутренние покои довольно похожи друг на друга: гобелены на стенах, кровати с балдахинами, портреты, камины. По сравнению со вчерашним днем сильно похолодало, и в каждой очередной комнате группа выстраивалась у камина. Наш экскурсовод Ирина сказала, что летом здесь так много туристов, что приходится по полчаса ждать, чтобы войти в замки, и в парках полно гуляющих, так что зимой есть свои преимущества. Кстати, сначала мы были разочарованы экскурсоводом, в дороге даже подсмеивались над ее неуклюже построенными фразами и запинками. Но как только мы вышли из автобуса и стали общаться лицо к лицу, человека словно подменили (или мы перестали обращать внимание на незначимое). Она рассказывала живо, полно, с множеством интересных деталей, и стоило задать вопрос, как тут же разворачивался подробный рассказ с захватом и обозначением новых персонажей и событий, просто как бездонный колодец. Потом мы гуляли по паркам. Первый раз я в январе видела цветущие розы, правда, чуть пожухлые и вялые. Между парками и лесной зоной посажены экзотические хвойные деревья, пушистые и разлапистые. Ближе к выходу, у хозяйственных построек, прогуливались ослики.

Очарованные Шенонсо, мы отправились к Шамбору, самому большому замку Европы. Замок, действительно, нереально огромный. Кто-то из современников сравнил его с дамской прической, пышной и высокой, но сильно растрепавшейся. И правда, кажется, локоны разных размеров торчат и лезут во все стороны, все вздыблено и взвихрено, хаотично нагромождены башенки, лесенки, трубы, галереи. Хотя некая симметрия здесь, конечно, присутствует. Вокруг замка – ров и открытое пространство, за которым смыкается кольцо лесов (охотничьи угодья королей).

На обратной дороге экскурсовод села через проход от нас, и мы проговорили до самого Парижа. Она сказала, что жила в Москве, окончила МГУ, а лет 10 назад накопила денег и отправилась посмотреть Париж. Там познакомилась с парижанином, который докучал ей своими ухаживаниями и мешал осматривать достопримечательности. «Я ему говорю: ты пойми, мне так тяжело было скопить на поездку, когда я еще сюда попаду, мне надо столько всего посмотреть, не до тебя. Если б я знала, что выйду за него замуж и буду жить в Париже!». Приехала сюда с 14-летней дочкой, которая долго не могла привыкнуть к местной жизни, скучала по русской еде. Оказалось, что даже сварить борщ в Париже - проблема, т.к. в магазинах продается только вареная, уже нарезанная кубиками свекла. Перешли на бытовые условия. Из ее рассказов я поняла, что жизнь в Париже не так радужна, как нам представляется. Тяжело устроиться на хорошую работу, особенно в провинции, так что даже из дальних пригородов люди ездят на работу в Париж (а у нас в Москву – из Коломны и Александрова, добавила я). За медицинскую страховку их семья из 4-х человек платит 200 евро в месяц, дорогая квартплата и особенно отопление. Съемные квартиры (без претензий) стоят где-то 1400 евро в месяц, в пригороде можно снять за 700-800. Очень дорогие парковки, поэтому пользоваться машиной в городе могут позволить себе немногие, основная масса ездит на метро и на велосипедах. Зарплата в полторы тысячи евро считается не такой и плохой. Много получают врачи (терапевты – 25 евро за прием, специалисты – 50), хорошие инженеры. Оба они с мужем гуманитарии, искусствоведы, и живется тяжеловато. За эти 10 лет она даже до Рима не доехала. И, тем не менее, когда она начинала говорить о Париже, было видно, что человек наслаждается городом, и для нее, как искусствоведа и историка, большая удача - жить внутри этого кладезя интересного и прекрасного, которое можно изучать всю жизнь.

До Парижа добрались в восьмом часу, высадили Ирину, забрали тех, кто не ездил в замки, а гулял по Парижу, и поехали в сторону Амстердама. В запланированный отель, в городе Лилль («восстание лилльских ткачей») приехали глубокой ночью, в первом часу, и сразу завалились спать.

3 января, Амстердам.

За завтраком нашу группу «обидели»: отделили от остальных постояльцев отеля и направили в отдельный зал, где был не шведский стол, как у остальных, а порционный завтрак. В принципе, порции хватало, чтобы наесться, но все, конечно, возмутились подобной дискриминацией, так как привыкли со шведского стола набирать себе еды на перекус. В предыдущем отеле я видела, как, стоило официанту вынести новый поднос с нарезанной ветчиной, один товарищ из нашей группы пол-подноса тут же сгреб себе в тарелку. Так что подобное отношение к себе мы, безусловно, заслужили. На самом деле, я думаю, поскольку этот отель предлагал на выбор два типа завтрака: шведский стол или порционный, наши руководители из экономии выбрали порционный. Но сами за завтраком тихо молчали и никак не прокомментировали эту ситуацию, пока народ возмущался.

В первом часу дня мы подъехали к Амстердаму и сначала отправились к т.н. мельнице Рембрандта (он ее рисовал два раза) и на дегустацию голландских сыров. Хозяин сыроварни, веселый мужчина, шоумен по призванию, продемонстрировал, как он варит сыры, какие закваски кладет, как мешает и что из этого получается. На стеллажах были разложены дозревающие головки сыра. Помимо производства сыров он еще вырезает из дерева кломпы – национальные голландские деревянные башмаки. Продемонстрировал и этот процесс: сначала на станке зажал брусок в тиски и выточил форму, потом длинным буром (как в зубном кабинете, только большим) выбрал внутренности башмака. Затем башмаки шлифуют, украшают резьбой или раскрашивают. Для каждого дела: огорода, скотного двора, прогулки, свадьбы – предназначены свои кломпы. Выдерживают примерно два года активного ношения.

Потом пробовали сыры. Мне очень понравился сыр двухмесячной выдержки с чесноком и перцем, купила 2 головки.

В Амстердаме была у нас сначала обзорная экскурсия, потом я отделилась. Первым делом отправилась в кафе и заказала суп, так как весь вчерашний день перебивались сухомяткой. Официант налил выбранный мной суп сначала в маленький бумажный стаканчик, чтобы я попробовала. Суп оказался очень острый. Он налил попробовать другого. На нем я и остановилась. На десерт – кофе с пирожным. Товарищи, нигде прежде я не пила такого кофе, как в Амстердаме. Уж не знаю, в сорте ли дело или в технологии приготовления. За этот день я еще пару раз заходила выпить чашечку кофе – просто вне конкуренции.

Выйдя из кафе, я, как на маяк, устремилась к высоченной, торчащей среди окрестных зданий башне Зейдер Керк, а от нее уже было два шага до музея Рембрандта. Входной билет – 8 евро. Аудиогида на русском не было, взяла английский. Дом высокий и узкий, сжатый со всех сторон и устремленный вверх. С этажа на этаж ведет винтовая лестница, очень узкая и крутая, так что при подъеме приходится придерживаться за канат. На первом этаже – прихожая, увешанная картинами в основном учеников мастера, и приемная, где Рембрандт принимал заказчиков. По другую сторону от лестницы – кухня. На кухне меня удивило спальное место кухарки в стене: маленькое, тесное, со створками, как встроенный шкаф. Оказывается, раньше считалось вредно спать на спине, поэтому спали полусидя, подперевшись подушками. А створки закрывали на ночь, чтобы надышать теплого воздуха внутри «шкафа». Кстати, в Амтсердаме было ощутимо холодней, чем в Париже, чувствовалось дыхание Северного моря. На втором этаже музея – мастерская по изготовлению гравюр, там показывали процесс их изготовления. На третьем этаже – мастерская художника. Четвертый этаж посвящен графике Рембрандта.

Выйдя из музея, я миновала «блошиный» рынок, обошла огромное здание Ратуши (здание-квартал, включающее в себя муниципалитет, театр, музей) и вскоре оказалась на площади Рембрандта. В центре площади, среди разросшейся зелени – замечательный памятник Рембрандту: перед большой белой скульптурой мастера расположилось целое воинство: солдаты, вооруженные кто копьем, кто мечом, с маркитантками и даже собачонкой под ногами. Затем по нарядно украшенным улицам вышла к центральной площади Дам. Амстердам вообще тяготеет к крупным формам, но на Дам это проявляется особенно ярко. Здесь все огромное: королевский дворец, церковь Ньиве Керк, монумент погибшим во время немецкой оккупации. На огромном пространстве перед дворцом – факельное шоу. Основной тон подсветки – бледно-фиолетовый (как в Праге на Парижской улице, и в Париже на Елисейских полях, и в последующем Западном Берлине на Кундаме), и в этом проявилось странное единодушие, словно по взаимной договоренности: так, в этом году Новый год в Европе – в фиолетовых тонах. И опять, как в Париже, стоило чуть отойти от бурлящей, праздничной площади, как пропадала вся гуляющая публика, и я оказывалась в полном одиночестве и тишине, где-нибудь на мосту, среди одиноких фонарей и чуть поблескивающей воды каналов. Так, перейдя три канала, я уткнулась в хвост большой очереди, тянущейся к музею Анны Франк. Я читала, что это самый посещаемый музей Амстердама (в этом доме, на чердаке, во время немецкой оккупации безвылазно прожила два года еврейская семья, пока их не выдали), но не ожидала, что в праздничный вечер 3 января за полчаса до закрытия кассы здесь будет столько народу.

Потом опять через оживленную Дам вышла на широкую короткую Дамрак, и не заметила, как оказалась в районе «красных фонарей». От неширокой улицы направо и налево отходили улочки совсем узкие, где за витринами сидели симпатичные девушки в купальниках. Многие комнатки (где-то две трети) были уже зашторены, еще не выбранные красотки делали мужчинам приглашающие жесты, одна девчонка даже выскочила на морозную улицу в своем фосфорицирующем купальнике и схватила молодого человека за руку. Комнатки у них совсем узкие (узость жилища – характерная черта Амстердама) и по-спартански фукциональны, ничего лишнего: высокий стул перед витриной, кушетка, чуть пошире больничной, зеркало с тумбочкой. Мужчины выходили из комнаток, заходили, шторки задергивались, и только бордовый свет просачивался на улицу. Это действительно район: очередная улица заканчивается, начинается другая, и все тот же красный свет из окон. Прямо в центре района – огромная церковь Ауде Керк, старейшая в городе, я обошла ее по периметру, рассматривая, но только отвела глаза в сторону, как встретилась взглядом с крупной, толстой китаянкой за красной витриной.

Потом за очередным каналом (на набережной - огромные мешки с мусором, пожалуй, единственное место, где не были заметены «следы» празднования) начался яркий, разноцветный, залитый огнями китайский квартал. Я вернулась и через Матросский квартал, мимо приземистой «башни плача», откуда жены моряков смотрели вслед уходящим в море судам (а потом вывешивали над входом в свой дом красный фонарь, ибо им тоже надо было как-то прожить и прокормить семью до возвращения мужа из плавания), вышла к открытой водной глади – доку (на здешних верфях когда-то плотничал Петр I). Слева горел огнями Центральный вокзал – как и большинство зданий в Амстердаме, огромный и монументальный. И странно осознавать, что это грандиозное здание, с постоянно отходящими и прибывающими поездами, построено на искусственных островах прямо посреди бухты. Просто поразительно стремление голландцев на такой ненадежной поверхности, совершенно не предназначенной для городской застройки, возводить масштабные, колоссальные сооружения, и сколько усилий надо было затратить, чтобы насыпать почву, забить сваи, прорыть каналы, буквально создать землю под ногами и выстроить прекраснейший город. И после этого вести беспрестанную борьбу с наступающим морем, чтобы ни пяди ему не отдать, а наоборот вырвать, отвоевать лишний клочок суши. Недаром говорят: Бог создал землю, а голландцы создали Голландию.

Амс – тот город, в котором хочется пожить, ну, хотя бы недельку, желательно летом, когда цветут тюльпаны, насладиться его парками, музеями (от академического Рейхсмузея до легкомысленных: секса и гашиша), атмосферой легкости и праздности. Вот загадка: почему город, созданный таким неимоверным трудом, заключает в себе ауру беззаботности и свободы.

4 января, Берлин.

Проснулись мы в немецком городке Гильденштейн, в который приехали накануне глубокой ночью в полусонном состоянии. Ежевечерние нащи ожидания опаздывающих приводили к тому, что в назначенный отель мы приезжали все позже и позже (соответственно утром позже выезжали, так как автобус должен 9 часов отстояться).

Гостиница с очень странными переходами (пол-этажа вниз, пол-этажа вверх, длинные, замысловатые коридоры). Поблуждав, мы наконец находим столовую, откуда к нам выходит степенный батюшка в черном одеянии и с окладистой бородой, и на чистейшем русском говорит: «Завтрак будет готов через полчаса». «А где это мы?» - спрашиваю я, обалдевши. « В сербском православном центре», - отвечает батюшка. И вправду, в окно я вижу высоченный храм, с которым наша гостиница соприкасается стенами. Вспоминаю интерьер нашей комнаты-кельи: строгой, опрятной, с иконой в головах.

Завтрак был простой, но достаточный, обслуживали женщины в монастырских одеждах. Наши входили в столовую и в первый момент удивлялись. А потом радовались. Почему-то было очень приятно посреди Европы, в Германии, вдруг оказаться в православной гостинице. Как будто на минутку домой попали.

В Берлине было уже очень холодно. Если раньше смс-ки из дома (« у нас в Москве мороз -20») воспринимались отвлеченно (какой мороз, зеленые деревья вокруг!), то теперь все почувствовали приближение родины и неотвратимых холодов. Так что в Берлине было два способа провести время: искать тепла в музеях или в магазинах.

Выбрали магазины. Но для начала зашли в популярный ресторан самообслуживания Marche на Курфюрстендамм (центральной улице Западного Берлина), в котором меня удивило количество россиян. Русская речь раздавалась отовсюду, можно было безошибочно обращаться к любому человеку на русском языке, только что обслуга местная. В предыдущих городах, особенно в Праге, нам попадалось достаточное количество соотечественников, но Берлин в этом плане превзошел всех: это автобусные группы, завершая свои новогодние турне по Европе, напоследок слились в одной точке.

Наложив на 10 евро полную тарелку разнообразной еды, мы сытно пообедали, а потом отправились по магазинам. На правой стороне Кундама магазины более пафосные и безлюдные, но стоило перейти на левую, как стали попадаться большие торговые центры, на всех этажах которых шла азартная примерка и покупка. Речь только русская, другой я там не услышала. А уже в Европа-центре мы встретили почти всю нашу группу.

Расставались с городом без сожаления. Маша сказала, что день прошел бездарно, опять наши гиды протаскали их по центральной улице практически без пояснений, город не оставил никаких приятных воспоминаний.

Вывод очевидный: собираясь в какой-либо город впервые, надо очень тщательно подбирать турфирму. От этого зависит, полюбите ли вы этот город, захочется ли вам еще раз вернуться туда. Конечно, можно вооружиться картами и путеводителями (в любом случае это сделать надо) и заранее определиться, что же ты конкретно хочешь увидеть, но этот подход больше подходит для последующих поездок. Есть люди, которые с самого начала гуляют сами по себе, но мое мнение – в первой поездке надо посетить максимум экскурсий, сами вы никогда так быстро не освоитесь в чужом городе и многое пропустите. Хороший экскурсовод покажет и расскажет столько, сколько человек, не занимающийся этим профессионально, никогда не прочтет и не увидит. Нельзя быть специалистом и по египетскому искусству, и по Возрождению, и по строительству каналов, и по архитектуре, и по истории. А уж если вам повезет и попадется человек увлеченный, то он и вас заразит своей любовью, вы увидите город его восхищенными глазами. Цель первой поездки – пробудить интерес, охватить как можно шире, схватить всего понемногу, получить представление. Во вторую вы уже будете копать в глубину и скорей всего гулять по своей программе. Про себя лично скажу, что мне всегда было не слишком интересно читать про незнакомые города, хотя я, конечно, предварительно просматривала путеводители. Как правило, только после посещения города просыпался к нему интерес (или жгучий интерес), и я, имея перед глазами зримый образ города, уже увлеченно штудировала описания, выбирая маршруты на будущее.

В то же время без самостоятельных путешествий по городу, мне кажется, невозможно освоить и полюбить город. Только когда ты набродишься по нему с картой и путеводителем, заглянешь во всякие интересные и неожиданные уголки, почувствуешь логику его улиц и площадей, он станет тебе близким. Я помню, в первый мой приезд в Прагу у нас все дни были заполнены интереснейшими экскурсиями и поездками по окрестностям, а меня все время глодало чувство, что я не знаю, не чувствую города. И, только когда я нагулялась сама, где хотела, без ведущего, я сразу успокоилась.

5 - 6 января, дорога домой.

Польша, позднее вставание. Мы больше никуда не торопимся. Уютный, семейный отель. Вообще, надо признать, все отели были хороши, но если в западных преобладал стиль минимализма и функциональности: просчитанное расположение каждого предмета, источников света, современные материалы, тона в основном бело-черные, то в польском присутствовала приятная архаичность и домашнесть (может, кто-то назовет это совковостью): обилие дерева, шершаво-волокнистая покраска с эффектом драпировки (бежевый и глубокий зеленый), некоторая тяжеловесность. И чудесный, семейно-деревенский завтрак. А какие разносолы! странная еда для завтрака, но кто попробовал, подходили за добавкой. Кофе, правда, неважный, это да.

И целый день пути через Польшу: разговоры, фильмы, распития, заедания, обсуждения. На 2 часа заезжали в Варшаву в супермаркет Теско, так что на вопрос: были ли вы в Варшаве? – можно смело отвечать: да, два часа. На границе – вереница из автобусов, но проходим, к сожалению, быстро. К сожалению – потому что приезжаем в Брест за 5 часов до отправления нашего поезда, и надо освобождать теплый автобус и коротать время на вокзале.

На вокзале – не протолкнуться. Кто-то сказал, что собралось 25 групп, а автобусы все прибывали. Кончились волшебные праздники, у кого Рим, у кого Вена, у кого Париж, и все мы теперь оказались в холодном, продуваемой всеми сквозняками брестском вокзале. Возле батареи центрального отопления я познакомилась с девчонками из Рима. Италия им безумно понравилась, в Риме было +10, и они расслабились. А потом приехали в Вену и, по привычке, без шапок, в легких куртках выскочили на улицу, а автобус уехал отстаиваться. И повалил снег. Заболела вся группа.

Все когда-то кончается, даже бесконечная, стылая ночь на вокзале. И вот мы уже в теплом поезде, напившись обжигающе горячего чая, навалив на себя одеял, дрыхнем и мчимся на восток. И как хорошо, что остается еще два дня от праздников, чтобы отмыться, согреться, стряхнуть с себя негатив и, придя утром на работу, с чистой душой и горящими глазами рассказывать, как же это здорово: Новый год в Париже!

Часть 1. Прага
Часть 2. Париж

Для покупки авиабилетов и бронирования отелей использую программу Aviasales . Удобный поиск, большая база. Рекомендую!