Предыдущая
Города Италии
На главную
Следующая

Равенна

Мы едва успели отъехать от Римини, а от луж не осталось и следа. Словно и не было страшного ураганного ливня минувшей ночью.

Потянулась бескрайняя равнина: засеянные поля, речки, каналы. Мы уже отвыкли от такой безупречно ровной линии горизонта. Долина реки По очень плодородна и кормит большую часть Италии. Все это – результат мелиоративных работ, ведущихся на протяжении пяти веков.

равенна фото

А когда-то Равенну окружали болота, защищавшие город от захватчиков. Эти непроходимые топи, а также то, что Равенна стояла на берегу моря (сейчас море отодвинулось на 10 км), послужило причиной того, что столицу Западной Римской империи в 402 году перенесли из Милана в Равенну.

В течении 74 лет Равенна была столицей империи, пока ее не захватили остготы и не сделали столицей Остготского королевства. Самый значительный след в истории королевства и города оставил король Теодорих Великий, правивший почти 30 лет.

Остготов в 540 году вытеснила Византия и два века, обороняясь от наседавших лангобардов, удерживала во владении узкую полосу к востоку от Аппенин: от реки По до Анконы. Эта территория называлась Равеннским экзархатом, и столица ее также располагалась в Равенне. Византийский период в истории города – период процветания и благоденствия. В середине восьмого века экзархат пал, лангобарды победили.

Равенна стоит особняком в ряду других замечательных городов Италии. Если другие города пленяют своими архитектурными ансамблями, восхитительными дворцами, замками, церквями и окрестными пейзажами, то главные сокровища Равенны спрятаны внутри стен. Это – мерцающие и сияющие, непревзойденные и восхитительные мозаики V - VII вв., укрытые в строгих кирпичных строениях.

равенна фото

Первая остановка - в Классе, небольшом селении перед Равенной. Здесь был похоронен первый епископ Равенны Аполлинарий, гонимый и преследуемый за свои неустанные проповеди христианства и обладавший даром целительства. На месте его захоронения в VI веке была построена базилика святого Апполинария.

Равенна. Базилика святого Апполинария в Классе

Базилика святого Апполинария в Классе

Широкое приземистое здание с круглой башней оказалось внутри очень светлым. Два ряда мраморных колонн, соединенных арками, ведут к апсиде. Выше арок – медальоны с изображениями святых. Над ними – высокие окна, дающие так много света.

равенна фото

равенна фото

Купол апсиды покрыт мозаикой, которая сразу тянет к себе входящих. Все так и идут по центральному нефу, подняв головы и не отрывая взгляда от золото-зеленого сияния апсиды. Посреди зеленой «земли», среди дерев и кустов, воздев руки, стоит Апполинарий. У ног его – 12 агнцев, его паства. Над ним – круг синего неба с крестом, выше – золотое сияние высших сфер. И широкая, во весь неф, лестница, ведущая под купол.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

В центре храма – надгробие святого Апполинария. Возле стен – мраморные саркофаги равеннских епископов.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

Приехав в Равенну, мы оставили автобус на стоянке и пошли по залитым солнцем улицам древнего города.

равенна фото

Дворец Теодориха – высокое и узкое кирпичное строение со скошенной назад крышей. По фасаду – два ряда арок.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

А рядом с ним – Новая базилика святого Апполинария. Внешне похожа на базилику в Классе, только портик перед входом отделан белым мрамором и круглая башня – справа от входа, а не слева.

Схожа и внутреннее: те же три нефа, разделенные мраморными колоннами с арками, только мозаики не в апсиде, а поверх арок вдоль центрального нефа. Пространство над арками разделено на три ряда. В верхнем ряду – сцены из Евангелия, в среднем – пророки и святые, в нижнем - мученики и мученицы и волхвы с дарами.

Базилика была построена при Теодорихе, исповедовавшим христианство арианского толка, признанного ересью. Часть мозаик нижнего ряда с «неправильным» - арианским – содержанием была впоследствии заменена на «идеологически выдержанные».

равенна фото

Изображение порта в Классе

равенна фото

Нижний правый ряд - мученицы

равенна фото

Волхвы с дарами

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

Изображение дворца Теодориха

равенна фото

Кессонированный потолок

равенна фото

равенна фото

равенна фото

Базилика Санта-Мария-Маджоре

На мозаичные сокровища Равенны, расположенные в разных строениях, действует единый комплексный билет.

Следующим объектом с мозаиками у нас был мавзолей Галлы Плацидии, древнейший среди прочих, построенный по заказу самой Галлы в 440 году, за 10 лет до ее смерти. Галла Плацидия, дочь римского императора Феодосия, прожила жизнь яркую и невероятную. При разгроме Рима вестготами императорская дочь попала в плен, стала женой короля вестготов, а после его гибели была выкуплена своим братом императором Гонорием за 600 тыс. мер хлеба.

Гонорий насильно выдал ее замуж за своего военоначальника Констанция, которому она родила дочь и сына Валентиниана – будущего императора. После смерти мужа и брата-императора (с которым ее связывала пламенная и отнюдь не сестринская любовь) правила империей в течение 13 лет до совершеннолетия своего сына.

Умерла она в Риме и, вероятней всего, не была похоронена в заблаговременно построенном мавзолее.

равенна фото

Мавзолей – маленький кирпичный храм в форме креста. Ввиду малой вместимости запускают внутрь по сеансам. Дожидаясь своего времени перед скромнейшим фасадом в виде простой кирпичной стены с белым квадратным порталом, мы и представить не могли, какая красота нас ждет внутри

равенна фото

Темно-синие своды, затканные золотыми узорами, цветами, звездами и снежинками, золотой крест среди звезд в вышине… – войдя, мы оказались среди глубокого синего мерцания, словно под южным бархатным небом, усыпанным звездами. Малое и замкнутое темное пространство создавало ощущение интимности и закрытости, сокровенности и вовлечения в эту глубокую позолоченную синеву. Маленькие оконца «застеклены» алебастром, и свет, проходя через неровную, с наплывами поверхность, становится неровным, словно отблеск огня или зарево. Ощущение волшебства, нереальности и несказанной красоты.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

"Добрый Пастырь"

равенна фото

равенна фото

"Святой Лаврентий"

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

В сквере между мавзолеем Галлы и базиликой Сан-Витале - некие инсталяции в виде снопов

равенна фото

равенна фото

Равенна. Базилика Сан-Витале

Базилика Сан-Витале

Если мавзолей Галлы Плацидии нас зачаровал, то стоящая рядом с ним базилика святого Виталия просто ошеломила. Для меня она оказалась самым сильным впечатлением от Равенны.

Начата она была при остготах, закончена при византийцах. Внешне - восьмиугольное приземистое кирпичное сооружение на зеленой поляне, раскинувшее во все стороны свои опоры-аркбутаны - этакий примитивный инопланетный корабль. Внутри – громадное ослепительное пространство, устроенное самым причудливым образом и заполненное византийскими мозаиками. Смотрю свои фотографии внутри храма – в них растерянность и смятение: непонятно, как вобрать и отразить хоть краешек этой роскоши.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

Высоченный купол (Брунеллески изучал этот купол перед проектированием своего знаменитого купола Дуомо во Флоренции) отделен от апсиды аркой с медальонами святых и апостолов.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

На куполе апсиды – Христос на голубом шаре посреди золотого неба, ниже него – слева - император Юстиниан с придворными, напротив – императрица Феодора со своей свитой.

равенна фото

Император Юстиниан

равенна фото

Императрица Феодора

Святая Феодора – тоже женщина фантастической судьбы. Родившаяся в цирковой семье, в молодости она работала в цирке, потом, по словам современника Прокопия Кессарийского, « стала гетерой из тех, что в древности называли „пехотой“, подвизалась на этом поприще в Константинополе и Александрии. Попав в христианскую среду, под воздействием проповедей раскаялась и стала праведницей. Вышла замуж за военоначальника Юстиниана, ставшего впоследствии императором. Вместе с мужем правила 22 года, причем чиновники страшились ее сильней, чем мужа. Преследовала содержателей борделей и притонов, для раскаявшихся гетер основала монастырь «раскаяния», а гомосексуалистов подвергала публичному оскоплению. Занималась благотворительностью, поддерживала церковь. После ее смерти безутешный император увековечил ее имя во многих городах и больше не женился. Оба супруга были канонизированы константинопольской церковью.

В базилике Сан-Витале - прижизненные портреты византийских правителей (546-547 годы). Выполнены в византийской манере: застывшие фигуры, выстроенные в один ряд в анфас перед зрителем, как на парадном портрете. Изображение кажется плоским.

Очень интересно рассматривать мозаики в бинокль, просто невозможно оторваться.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

Колонны инкрустированы мрамором и каждая имеет свой рисунок. На мозаичных полах – разнообразные узоры. Каждая капитель со своим декором. Можно бесконечно рассматривать детали. И опять возвращаться к мозаикам.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

Выходим во внутренний двор

равенна фото

равенна фото

равенна фото

На улицах Равенны

равенна фото

равенна фото

Прошли по городским улицам и вскоре оказались в небольшом дворе в очереди перед баптистерием Неона. Баптистерий – восьмиугольный кирпичный «стакан», пожалуй, еще меньше мавзолея Плацидии, только что повыше. Поэтому в него тоже заходят по сеансам.

равенна фото

равенна фото

Зашли. В центре – купель. Над ней – вознесенный на арках купол, выложенный мозаиками: в центре – Иоанн крестит Иисуса, ниже расположились по кругу апостолы на фиолетовом фоне, отделенные друг от друга золотистыми побегами. Между окон под арками – мраморные барельефы с фигурами пророков, словно раскрытый разворот книги. Торжественно, спокойно и светло.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

Дошли до площади святого Франциска, где находится базилика святого Франциска, вполне в духе предыдущих строений – кирпичная, основательная, приземистая, с квадратной колокольней. Рядом с ней, в глубине монастырского двора – гробница Данте Алигьери. Внутри гробницы – саркофаг и барельеф с изображением поэта.

равенна фото

равенна фото

равенна фото

равенна фото

Барельеф с изображением Данте

равенна фото

равенна фото

равенна фото

В Равенну изгнанный из Флоренции Данте прибыл с детьми по приглашению местного синьора Гвидо да Полента, здесь он прожил 4 года, закончил свою «Божественную комедию» и умер от малярии на 56-м году своей жизни.

Равенну любили поэты. Лорд Байрон здесь прожил два года, правда, приехал сюда вслед за любимой женщиной, графиней Гвиччиоли, и, когда ее семья переехала в Пизу, отправился за ней в Пизу, а затем – за ней же в Геную. За поэму «Равенна» молодой Оскар Уайльд, студент Оксфордского университета, получил престижную премию. Не оставила равнодушным Равенна и Блока.

равенна фото

Выехав из города, мы опять наблюдали равнинные необозримые просторы. Пересекли реку По, вынесшую за прошедшие века к морю столько песка и ила, что морской порт Равенна оказался посреди суши.

Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
… Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек порой
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой. (А. Блок)