Константиново, Пощупово, Старая РязаньГлавным действующим лицом минувших выходных была красавица Ока. Мы приехали в Константиново и, поставив машину, первым делом поспешили на берег, притянутые огромным портретом Есенина на краю плато. Со смотровой площадки открывался завораживающий вид на Оку. Высокий холмистый берег мягкими складками спадал к реке. За рекой расстилалось необозримое пространство. Перед селом река закладывала крутую петлю и вдоль села текла уже прямо и степенно. Рядом со смотровой площадкой – трехэтажный дом помещицы Лидии Кашиной, послужившей прообразом Анны Снегиной. Перед домом – розарий. В доме – музей, довольно интересный. Прошли по широкой сельской улице, зашли в училище, где когда-то учился Есенин. Потом в дом-музей, где он родился и провел детские годы. Было интересно сравнить обстановку в домах Есенина и Кашиной. Билеты в музеи продаются рядом с домом Есенина. Можно купить отдельные билеты (50-100 руб) или общий за 250 рублей. Дом Есениных обозначен как «Усадьба родителей Есенина». Забавно. Как будто они были помещиками. Напротив есенинского дома – часовня и церковь. Мы спустились к реке, подошли к пристани. Прошлись вдоль реки, искупались. Высоко вверх поднимался берег, вдоль линии обрыва виднелись дома. Константиново – место удивительной красоты, и сюда стоит приехать не только ради Есенина, но и из-за этих завораживающих пейзажей. Совсем неподалеку отсюда находится деревня Пощупово, а в ней – Иоанно-Богословский монастырь. Издалека видна его колокольня. Пройдя через Святые ворота, мы оказались у подножия колокольни. Сразу за ней примостились древние Святые ворота с фресками 17 века. Чуть дальше – шатровая «Малая» колокольня. В глубине монастыря, чуть ниже общего уровня расположен главный собор монастыря – Успенский. Больше всего меня в нем впечатлил иконостас. Невысокий, но очень протяженный, издалека он мне показался серебряным. Потом я разглядела, что иконостас изразцовый. Все иконы обрамлены изразцами бледно-голубого, бледно-розового и бледно-зеленого цветов. Рядом с Успенским собором расположены другие ворота. Выйдя за монастырские стены, мы увидели на завалинке местных и спросили, как пройти к источнику. Нам указали на тропку. Тропа спускалась вниз к оврагу, потом взбиралась на соседний холм. Мы перешли овраг и поднялись на холм. Монастырь отсюда смотрелся очень выразительно. На вершине холма стоял деревянный крест, чуть поодаль в тени деревьев виднелась одинокая могила. Другая сторона холма оказалась поросшей корявыми дубами. Сказочность картины усилил промчавшийся в глубине дубравы всадник на вороном коне. Мы спустились к подножью холма. У самого склона народ набирал воду в канистры. Рядом – небольшой храм. Купальня представляла собой белокаменную часовню с двумя луковками и высоким шатром между ними. За купальней – маленький прудик. Вдалеке на лугу виднелось тучное стадо коров. Возле источников стояли деревянные столы. В монастырской лавке можно было купить мед, молоко, квас, хлеб. Из купальни выходили люди, брали в лавке блины, чай, настоенный на травах. Мы тоже напились вкусного чая, купили мед с мятой и молоко. Очень душевное место. Тут же в Пощупово есть паром через Оку, но мы на него опоздали. Последний рейс он делает около 8-ми часов вечера, он приурочен к вечерней дойке. Мы подъехали в пол-девятого и застали на пароме только местных рыбаков. Ока в этом месте узкая. Берега низкие, заросшие ивняком. Был у нас план переехать Оку, по грунтовой дороге доехать до Солотчи и остановиться на ночлег на высоком берегу речки Солотчи среди сосен. Три года назад мы там ночевали, и нам очень понравилось это место. Местные нам посоветовали ехать на Кузьминское (это ближайшее к Константиново село). Сказали, что там аж два парома, один военный, другой гражданский. Но мы не стали рисковать и поехали через Рязань, которая в этот субботний вечер оказалась просто наводнена машинами. Почему люди в разгар жаркого лета не сидят по дачам – непонятно и даже как-то возмутительно. А, может, это такие оголтелые туристы, как мы, создают здесь интенсивное движение? В общем, кое-как, уже в полной темноте добрались мы до Солотчи, и тут нас ждала следующая неприятность. Оказывается, въезды в шикарный сосновый лес теперь заблокированы (борьба с пожарами). Штраф за нарушение – от 500 руб до 20 тыс. руб. (вот такой диапазон наказания). В общем, нашли мы лесную дорожку без грозного предупреждающего плаката, заехали на полянку, поставили палатку, переночевали и рано утром отправились дальше в путь. К 9-ти утра мы приехали в Спасск-Рязанский. С полчаса простояли на переправе через Оку. Наконец, преодолев понтонный мост, поднялись на высокий берег. Наша цель – Старая Рязань, древнее городище, оставшееся от разоренного Батыем города. Древняя Рязань, мощная и сильная столица Рязанского княжества, была первым русским городом, оказавшимся на пути Батыя зимой 1237 года. 5 дней длилась неравная битва. Наконец город пал. «И не оста в граде ни един живых… Лежали все на земле пусте, на траве ковыле, снегом и ледом померзоша». Были попытки восстановления города, но как-то народ туда не вернулся, перебрался в близлежащий Переславль, который в конце 18 века был переименован в Рязань. На краю деревни, перед валами городища построена Спасо-Преображенская церковь. Рядом с ней стоят палатки археологической базы. Я поднялась на холм над церковью и обнаружила на вершине погост. С холма очень грозно и неприступно смотрелись крутые высокие валы Старой Рязани, обрывающиеся к Оке. За рекой тянулись неоглядные просторы с многочисленными старицами – голубыми оконцами в зеленой кайме посреди желтой степи. Деревушки, поля со стогами сена, перелески. Мы въехали на городище. Старая Рязань – огромный кусок степи, кое-где прорезанный оврагами и обнесенный валами. В центре городища, среди разнотравья мы обнаружили небольшой заасфальтированный кусочек – автостоянку. Там мы поставили машину и отправились бродить по степи. По дорожке дошли до белокаменного знака со скамеечками по бокам. Памятник посвящен свв. Кириллу и Мефодию, и здесь в конце мая проходит фестиваль "Азбука Духа и Свободы", посвященный Дню славянской письменности и культуры. Вдоль валов, любуясь окскими просторами (Ока здесь, кстати, прямая, словно канал), дошли до красно-кирпичной арки – когда-то здесь стоял храм, поставленный на фундаменте древнего Борисоглебского собора. На краю городища – опять чьи-то могилки. Сирень. Причудливое сочетание валов и оврагов. Пронзительное место. Вроде ничего здесь не осталось, голая степь да валы. Но после поездки каждый признался, что впечатление осталось сильное. На обратном пути заехали в Рязань, прогулялись по городу. Зашли в художественный музей и в музей Ивана Павлова. Пообедали в кафе и отправились домой. |